Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О категориях успеха и неуспеха

Чеховская «Чайка» — новая версия «Табакерки»
1 декабря, 2011 - 21:24
СЦЕНА ИЗ «ЧАЙКИ»: ДОРН (ОЛЕГ ТАБАКОВ) — НАСТОЯЩИЙ ЧЕХОВСКИЙ ВРАЧ, СПОКОЙНЫЙ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ, НЕВОЗМУТИМЫЙ, И ТРИГОРИН (КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ), КОТОРЫЙ УСТАЛ ОТ ВСЕГО, И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ — ОТ СЕБЯ, А ТОЧНЕЕ — ОТ СЕБЯ В ИСКУССТВЕ... / ФОТО С САЙТА МОСКОВСКОГО ТЕАТРА-СТУДИИ ОЛЕГА ТАБАКОВА

5 декабря в Киевском театре им. И. Франко состоятся гастроли Московского театра-студии Олега Табакова. Актеры представят новинку репертуара — «Чайку» (премьера спектакля состоялась в июне этого года). Следует заметить, что до сих пор ключ к чеховской драматургии до конца не найден. «Пишу ее («Чайку») не без удовольствия, хотя страшно вру против условий. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», — так Антон Павлович писал в письме другу, издателю Алексею Суворину. Как известно, первая постановка «Чайки» провалилась на сцене «Александринки» (лишь актриса Вера Комиссаржевская сумела проникнуть в пьесу Чехова и прочувствовать свою героиню Нину Заречную). Только спустя два года, в декабре 1898-го, на сцене Московского художественного общедоступного театра «Чайка» в постановке Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко расправила крылья и полетела... Но и ныне режиссеры всего мира ломают голову над вопросом: «Как ставить Чехова?» Перефразировав слова героя пьесы «Чайка», можно сказать, что каждый ставит Чехова так, как хочет и как может... Нет законов и канонов, зато есть бесконечное поле для режиссерских идей и концепций. Константин Богомолов представляет в Московском театре-студии Олега Табакова свою версию «Чайки». Постановщик собрал на сцене прекрасный актерский ансамбль: Константина Хабенского, Марину Зудину, Олега Табакова, Сергея Сосновского, Павла Ильина, Яну Сексте, Павла Ворожцова, Надежду Тимохину, Алексея Комашко и Яну Осипову, для которой роль Нины Заречной стала первой на профессиональной сцене. В работе над спектаклем актеры имели перед собой конкретную задачу — посмотреться в героев Чехова как в зеркало, увидеть в них частичку самих себя, чтобы вдохнуть в них новую жизнь, сделать их если не современными, то хорошо узнаваемыми для зрителя. Тригорину Константина Хабенского, например, все время скучно от излишнего внимания к своей персоне. Он устал от всего и, в первую очередь, от себя, а точнее, от себя в искусстве. Аркадина в исполнении Марины Зудиной, на первый взгляд, кажется дамой властной, взбалмошной, жеманной, хищной, готовой на все ради достижения цели, продления своего счастья и молодости, а по сути оказывается хрупкой, любящей дамой, которая боится настоящей жизни, настоящих проблем и потому бежит от них, закрывается однажды придуманным образом. Резонером и наблюдателем делает Олег Табаков доктора Дорна. Он — настоящий чеховский врач: спокойный, уравновешенный, невозмутимый, одинаково холодный ко всем проявлениям жизни. Свою «Чайку» режиссер Богомолов называет «семейно-бытовой драмой, драмой о столкновении столицы и провинции, о категориях успеха и неуспеха. Однако грани между этими противоположными понятиями стираются». И в результате спектакль рассказывает о бесконечно одиноких и глубоко несчастных людях, одни из которых все время стараются доказать себе и окружающим, что они чего-то да стоят, а другие просто плывут по течению...

Алиса АНТОНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ