Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О любви и ненависти

Новый спектакль Житомирского муздрамтеатра - поиск надежды в водовороте вражды
27 декабря, 2015 - 12:04
При первой встрече Антонио (актер Алексей Шерпелев) и Розалина (актриса Оксана Луць) еще не знают, какие жестокие испытания их ждут
При первой встрече Антонио (актер Алексей Шерпелев) и Розалина (актриса Оксана Луць) еще не знают, какие жестокие испытания их ждут

Когда Григорий Горин более 20 лет назад написал пьесу «Чума на ваши две семьи» (название воспроизводит знаменитый пассаж из шеспировского шедевра «Ромео и Джульетта), он и думать не мог о войне на Донбассе. Драматург тогда говорил, что хотел рассказать о событиях в Вероне сразу после гибели знаменитых любовников.

 Тем не менее, когда режиссер Житомирского театра Петр Авраменко выбрал ее для постановки (анонсировав собственное название «Любовь и ненависть в Вероне»), ассоциации с кровавым конфликтом на востоке Украины возникли у многих. Сам он настойчиво просил не искать прямых аналогий с современностью. Премьерные спектакли показали ­­– от «лобовых» ассоциаций с войной художник уклонился.

История Антонио (дальнего родственника главы дома Монтекки) и Розалины (из семьи Капулетти) - герцог Вероны и семьи решили сочетать их браком для прекращения многолетней вражды - начинается сразу после похорон Ромео и Джульетты. В некоторых дальнейших сценах она развивается как фарс, но снова перерастает в смертельные страсти шекспировского напряжения. Жениху, хромому мужчине, дважды женатому, разведенному, вдовцу за хорошее вознаграждение предлагают жениться на девушке не примерного поведения, еще и беременной не от него. И между ними возникает настоящая и крепкая любовь, которой суждено было пройти через ряд тяжелых испытаний - долгую разлуку (свадьба не состоялась, и Антонио исчез), брак Розалины с нелюбимым и, главное, гнев со стороны обеих семей, герцога, жителей Вероны, угрозу смерти. Текст Горина сам по себе изысканный, интрига закручена витиевато, несколько сцен разработаны искусно и с присущей ему иронией, часто и сарказмом. Впрочем, Авраменко не был бы собой, если бы не внес в спектакль свои смыслы. Тема жестокого столкновения кланов, которое пытаются, но не могут погасить, в его интерпретации становится не просто сквозной, но и акцентировано обостренной. Склонный к символическим образам (говорят о метафорическом театре Авраменко), он щедро насытил ими спектакль. Иногда их кажется много, но в целом ритм действа не замедляется. Выступив и как сценограф, основным конструктивным элементом он сделал светлые кубы (не только их), из комбинаций которых возникают интерьеры дворцов, улиц Вероны, храма, а еще столы, стулья, лестницы. С точки зрения символов одной из ключевых выступает сцена полного разоружения самых агрессивных представителей враждующих кланов - Бенволио (дом Монтекки) и Валентина (дом Капулетти). Перед общим застольем в честь близкой (как казалось) свадьбы Антонио и Розалины каждый помимо мечей вынимает из различных тайников в одежде еще с десяток разнокалиберных кинжалов, ножей и т.д. и торжественно вкладывает их в специальные гнезда большой люстры. Когда конструкция поднимается, этот арсенал остается нависать над уважаемым собранием, предвещая продолжение вражды. Что и произошло. (Заметим - у Горина молодые бойцы обмениваются только кинжалами по одному от каждого). Именно эта сцена (хотел автор или нет) точно заставляет вспомнить войну на Донбассе и главную коллизию наших дней - воевать или разоружаться. Волей режиссера (не Горина) все складывают оружие, и в финале, погрузив на тележку, его увозят с собой обвенчанные монахом Лоренцо, но изгнанные из Вероны (возможно, убитые) Антонио и Розалина. Затем каждый из героев приносит и кладет на кучу свой камень: здесь метафора прозрачная - пришло время. Означает ли это, что и украинцам надо прекратить воевать? В режиссерской редакции символический антитезис всеобъемлющей вражды представлен в образах Каменных Ангелов (артисты Светлана Полищук и Андрей Глущук), которых у Горина тоже нет - их двое, они пытаются донести до охваченных ненавистью людей какие-то высшие смыслы.

Сильным моментом, хотя не со всеми акцентами текстов можно согласиться, представляется в спектакле использования зонгов (сразу вспоминается Брехт) - это де-факто арии, дуэты, хоры, поют главные герои, ангелы, другие действующие лица. И слова (за исключением одного) написаны опять-таки Авраменко. Но возникла проблема четкого звучания текстов, когда все слова, а затем заложенный в них смысл были понятны. Собственно, пан Петр «на полную» продемонстрировал свои таланты и умения, так как помимо режиссуры, сценографии, текста зонгов он выступил еще и дизайнером костюмов (в разговоре с автором этих строк он горячо доказывал, что и это ему по силам).

Актерский ансамбль спектакля (в разных составах это был именно ансамбль, а не разрозненные солисты) составили опытные исполнители и молодые актеры, даже новички. Так, в роли Розалины выступили ведущая актриса театра Елена Заведия и недавно принятая в труппу Оксана Луць. Первая в ряде сцен смогла передать чувства, настроения героини - от неприятия неожиданного жениха до глубокой влюбленности в него, была пластичной, лиричной и одновременно взрывной, сильной. Луць привлекала прежде всего непосредственностью, живостью, темпераментом. Антонио в исполнении опытного Дмитрия Зиневича более спокойный и уравновешенный, но когда декламировал строки из псалмов Давида, говоря ими о своей любви к Розалине, сквозь кажущуюся сдержанность сумел передать пламя высокой страсти. В акцентах молодого актера Алексея Шерпелева кандидат в мужья Розалины сначала циник и сорвиголова, но по ходу действия он уверенно ведет линию возмужания героя к способности идти на смерть. Ради любимой и собственного достоинства. Популярный актер Николай Карпович (играл синьора Монтекки во всех вариантах составов) демонстрировал свой привычный уровень и привычный стиль исполнения. Тот, кто не видел в этой роли знаменитого российского актера Александра Лазарева (спектакль Московского театра им. Маяковского есть в YouTube), мог бы этим довольствоваться. Но кто знаком с работой москвичей, вынужден признать - Монтекки мэтра разнообразен, непредсказуем, сноб, аристократ, но и интриган одновременно, словом, публике представлена актерская игра высокого уровня. Хорошо в спектакле «Маяковки» выглядел и А.Лобоцкий в роли Антонио. Что касается остального, житомирский спектакль кажется глубже и интереснее, работы большинства актеров разнообразны и содержательны. Им еще бы сценическую речь «подтянуть» ... Незаменимым (как и М.Карпович) в премьерах выступал Виталий Рогутский в роли герцога Вероны. В его интерпретации это человек, который сначала искренне хочет добра, мира, но в дальнейшем демонстрирует все больше цинизма и пренебрежения к человеческим судьбам. По актерскому темпераменту эта работа, видимо, из числа наиболее заметных, и, думается, не по воле постановщика и артиста вызывает параллели с нашим высшим руководством. Довольно разные характеры демонстрируют в роли монаха Лоренцо актеры Александр Шкарупа и Андрей Доманский - первый представляет публике довольно рассудительного и мудрого персонажа, который, однако, способен, на взрывной поступок на грани святотатства. Второй ведет роль более живо, эмоционально, словно переживая вместе с главными героями коллизии их судьбы...

Окончательные акценты выяснялись в разговоре с постановщиком. «В этом спектакле, возможно, не прямо, но понятно, что война двух семей ассоциируется с тем, что сейчас происходит в Украине. Но я не только об этом ставил - задача была более масштабной. Возьмите Ирак, Сирию - там такая же война. Хотелось, чтобы это воспринималось шире. Очень обидно было бы, чтобы семьи Монтекки и Капулетти ассоциировались только с Западом и Востоком Украины, чтобы зрители думали: вот - Киев, а вот - Донецк. В данной ситуации это актуально, но были люди, которые, исходя из спектакля, говорили, что видят в этом конфликте Америку и Россию. У нас надо принять чью-либо сторону. Но никто никого не победил. И самое страшное, что не победит. Конечно, каждый должен защищать свою семью, шире - свою страну. Если посягнули на мой суверенитет, мою независимость, я их защищаю. Но надо еще понимать, как развязывается сама война, понимать ее начало, кому она выгодна. Я должен был сделать такой финал, потому что живу в данное время, в данном городе, с данным людьми и с проблемой, которая существует вокруг нас. Иначе в конце у меня все должны были бы погибнуть. Но если сейчас в такое сложное время для Украины я не покажу выхода, не покажу света, тогда как деятели искусства мы не имеем права на существование ».
 

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Житомир Фото Виктора ОДОМИЧА
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ