Новый черкасский спектакль «Завтрак с врагом» (по пьесе «Пикник» Фернандо Аррабаля) на малой сцене театра поставил один из заметных режиссеров генерации до 35-ти Антон Романов. До недавнего времени он жил и работал в Симферополе, руководил театром «Мы», сочинял лирическо-философские сценические опусы. Пару лет назад, на Первом фестивале молодой украинской режиссуры имени Леся Курбаса, Антона заприметил киевлянин Андрей Билоус и, став худруком Молодого театра, сразу же пригласил поработать — в результате получился весьма тонкий спектакль «Глаза голубой собаки» (сейчас в репертуаре он идет под названием «Невероятная история любви») по пьесе Киры Малининой, отсылающей к рассказу Габриэля Гарсия Маркеса.
Следует отметить, что «Пикник» до сих пор не сходит со сцен театров разных стран, безошибочно маркируя места, где назрела необходимость поговорить о толерантности и миролюбии. В форме притчи с врезками трагикомического абсурда Аррабаль изложил собственный военный опыт гражданской войны в Испании, которую наблюдал еще ребенком. Этот детский ракурс на конфликт отчетливо проступает в тексте — чуть ли не поминутно автор рождает изумительные, на первый взгляд, наивные вопросы: «Зачем нужна война? Почему другой враг? Он что, уже родился врагом? Почему надо продолжать схватку, если никто не хочет умирать»?
Режиссер сохранил «детскую» интонацию пьесы и развернул сюжет в сторону забавной игры, где как бы все понарошку и как бы все взаправду, — все зависит от того, во что вы верите. В центре истории придуманный постановщиком персонаж: смешливая девушка в белом с двумя торчащими косичками. В начале спектакля она из холщовой сумки через плечо достает пару фигурок — самодельных кукол — и начинает забавляться ими, дергая за ниточки. Вслед за этим появляются герои. Они послушны ее движениям и придумкам, хотя и не замечают присутствия загадочной манипуляторши. В какой-то момент, продолжая лучезарно улыбаться, эта фемина достанет из той же торбы емкость с мыльной жидкостью и начнет усердно пускать пузыри. Бесплотные шары, на миг задержавшись в воздухе, падают на пол под звук авиабомбардировки — герои в панике прячутся... Собственно, не остается никаких сомнений, что это сама смерть играет с человеком в какую-то странную и весьма опасную игру, по правилам, известным только ей.
Поэтому вдвойне нелепой выглядит вся история о солдате, к которому на передовую приезжают родители, чтобы отметить день рождения сына. Но не успеют чадолюбивые папа с мамой налюбоваться отпрыском и разложить привезенные угощения, как в их компанию случайно попадает человек с другой стороны линии фронта. Семья дружно принимает решение взять его в плен. Тот, оказывается, не против. Романов всячески подчеркивает идиотизм ситуации, ведь ни один и ни второй вояка не знают, как правильно держать оружие. Веревка, которой надо связать пленного, путается. Герои, одетые в шорты цвета хаки, пугаются любого резкого движения, готовы тот час же вскинуть руки вверх и просить о пощаде... Словом, все на сцене всеми силами противятся бессмысленному кровопролитию, придуманному и спровоцированному явно какой-то третьей силой.
Кстати, сегодня сложно представить, что «Пикник» Антон Романов успел поставить еще в Симферополе (спектакль шел до последнего дня с аншлагами)! В крымском варианте оба солдата говорили на русском языке, как, собственно, говорят в Крыму как сторонники, так и противники Украины. В Черкассах спектакль играют на украинском языке, а пленный — по-русски, правда, считывается в этом уже иная ситуация — та трагедия, которая разворачивается сейчас на востоке нашей страны. Режиссер находит точный прием, чтобы показать — даже язык — не преграда для взаимопонимания, ведь перед боем оба солдата молятся одинаково «Отче наш...»
В финале, во время очередного авианалета, все герои гибнут. Девушка в белом воскрешает их, даря каждому бумажный цветок-оригами. Персонажи, перед тем как уйти со сцены в свет небытия, кладут эти цветы на лежащую практически у ног зрителей шину, этакий парафраз вечного огня...
Разумеется, после этого актеры на поклон не вышли. Режиссер, нарушив театральный ритуал, сберег нужное настроение и не спугнул эмоции в зале. Продолжала звучать музыка... Некоторое время зрители, украдкой поглядывая на тех, кто не удержался и заплакал, вертели в руках бумажные цветочки, обнаруженные на стульях еще до начала спектакля. Потом начали подходить и, опустив головы, класть самодельные цветы на ту же шину...