Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О любви, страсти, злодействе и запоздалом раскаянии

Рок-опера «Ирод» Крымского украинского театра — самая оригинальная постановка на недавно завершившемся XV Международном фестивале античного искусства «Боспорские агоны»
15 августа, 2013 - 11:22
ГРАН-ПРИ XV МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА «БОСПОРСКИЕ АГОНЫ» УДОСТОЕН СПЕКТАКЛЬ «ИРОД» КРЫМСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО УКРАИНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА. НАДО ОТМЕТИТЬ, ЧТО СИМФЕРОПОЛЬЦЫ ПЕРВЫМИ В УКРАИНЕ ПОСТАВИЛИ ЭТУ РОК-ОПЕРУ / ФОТО С САЙТА KERCH.FM

Воплотить на сцене историю о царе-изверге, написанную известным поэтом Александром Вратаревым и популярным композитором Игорем Покладом в жанре рок-оперы, давно пытались, но так и не осуществили многие театры. В свое время довольно активный интерес к «Ироду» проявили Николай Караченцов, Юрий Багатиков, Валерий Леонтьев, Тамара Гвердцители и др.

Игорь Поклад признался, что мечтал написать музыку на эту тему еще со студенческих лет, но времена тогда были не те: наверняка у цензоров советской поры могла возникнуть ассоциация главного героя с «отцом народов» — Иосифом Сталиным, вот и пришлось идею отложить... Взяв за документальную основу Библию и художественные произведения об Ироде, авторы рок-оперы решили показать, на что способна всепоглощающая любовь. Это трагичная история любви, в которой жестокий царь Ирод представлен с нетрадиционного угла зрения. Он полюбил, и это чувство работает над его душой, которое меняет его... Кстати, одно время рок-опера «Ирод и Мариамна» задумывалась как украинско-российский проект, в котором на главные роли приглашали звезд эстрады — Григория Лепса и Тамару Гвердцители. В другом варианте, более классическом, образ Ирода собирался исполнить знаменитый украинский бас Анатолий Кочерга. Время шло, и впервые воплотить литературно-музыкальную основу на сцене выпало Крымскому академическому украинскому музыкальному театру. Отважился на это режиссер Владимир Косов, получивший недавно премию АРК за спектакль «Юнона и Авось» (он прославился как создатель и художественный руководитель Симферопольского молодежного театра «На Москольце». — Л.О.).

Самая сложная роль спектакля — Ирод. Авторы задумали его как личность харизматичную, сочетающую предельную безжалостность, способность смести все, что угрожает его беспредельной власти, но при этом способного на сильное чувство — любовь. Хотя то, что зрители увидели на сцене, было настоящей страстью. Мастерски переданная народным артистом Украины Валерием Карповым, преобразившемся до неузнаваемости в Ирода, когда-то прекрасно сыгравшего роль Квазимодо в рок-опере «Собор Парижской Богоматери». Любовь рождает добро и нежность. Она может преобразить человека. Но никак не страсть — чувство подавляющее и разрушающее, что очень достоверно передает артист, по-своему «прочитавший» образ.

Под стать любимцу крымской публики была и молодая актриса Мария Гиман-Лесовцова в роли прекрасной Мариамны, исполненной доброты и сострадания к окружающим, но не способной противостоять злодею, так и не сумевшему покорить ее сердце. Потерянное сердце царя-тирана женщина, которую он выбрал для своих утех, не спасла. Не спаслась и сама, погибнув вместе с нерожденным ребенком от рук царского прислужника Зосимы Рваного Пса, гротескно, а в некоторых сценах даже неуместно комично, изображенного Валерием Лукьяновым.

Изящная простота была в игре Антонова-Глебова (Лука) и Тамары Медведевой (Рахиль, мать Мариамны). Роли небольшие, но выразительные, акцентные.

— Любые трудности можно преодолеть, найти поддержку, если очень нравится то, что за что берешься, — считает директор театра Владимир ЗАГУРСКИЙ. — А нашему коллективу рок-опера так понравилась, что все бросились в бой. Работали с огромным интересом и воодушевлением. В постановке было занято 45 человек: от актеров до осветителей, декораторов, гримеров и костюмеров. Такого дорогого спектакля в нашем театре (постановка обошлась более чем в 200 тысяч гривен) еще не было.

— Самым сложным было не выйти за этические, духовные и эстетические рамки, — отметил режиссер Владимир КОСОВ.

— Образ Ирода неоднозначный и противоречивый. Наш спектакль — о любви и о том, к чему приводит вседозволенность неограниченной власти!

Надо сказать, что постановщик сумел освоить все сценическое пространство. Оно по-настоящему театрально. Какие-то смысловые решения отвергаешь, не возмущаясь. Но есть момент, который вызывает недоумение и резкое неприятие: сцена, в которой матери швыряют к ногам убийцы своих детей, изображенных в виде плюшевых игрушек...

Артисты демонстрируют хороший вокал, а зрители внимательно следят за драматическим сюжетом. Хотя Ирод так и остался символом убийственной жестокости. И Стена Плача, в которую превратился храм, возводимый злодеем в попытке примириться с Богом, тому подтверждение и напоминание: власть не принесет бессмертия душе, обагренной невинной кровью...

Следует отметить интересную хореографию Аллы Рубиной. Безупречный почерк мастера во многом предопределил успех рок-оперы. Балетная труппа театра создает стильную пантомиму, легко «читаемую», создающую особый эффект, запоминающуюся, цельную, играющую на замысел авторов и режиссера. Художник Геннадий Легута придумал декорации — трансформеры, создающие выразительное пространство для наполненных символами мизансцен.

Кстати, на премьеру в Симферополь приезжал автор — композитор Игорь Поклад. Маэстро остался доволен спектаклем и признался, что не ожидал столь оригинального подхода к рок-опере и такого теплого приема у зрителей. Выступая перед крымскими театралами, он сказал: «С юности мечтал написать два мюзикла — на текст Алексия Толстого «Аэлита» и о царе Ироде — персонаже неординарном, наделенном неограниченной властью, ставшем синонимом зла, над котором одержала победу загубленная им шестнадцатилетняя девушка. Утрата объекта любви отняла у царя смысл жизни, свела его с ума и привела к смерти. Это сильный сюжет. На все времена!

В рок-опере «Ирод» есть все: любовь, страсть, ненависть, строительство Храма, боязнь потерять трон, страшное злодейство, запоздалое раскаяние...

Людмила ОБУХОВСКАЯ, Керчь — Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ