Спектакль «Калека с острова Инишмаан» стал событием в городе. Художественный руководитель театра Александр Книга отметил: «Мы первыми в 2010 г. познакомили украинцев с творчеством Мартина МакДонаха, показав на фестивале «Мельпомена Таврии» «Калеку с острова Инишмаан» Пермского театра «У моста», и мечтали о его драматургии на своей сцене». Сейчас модного 46-летнего ирландского автора, произведения которого собрали разные премии, называют «главным драматургом ХХI века» и «Тарантино от театра». А еще он и весьма непрост для постановки и восприятия. Текст его пьес филигранный и отточенный, драматургические ходы неожиданные и часто алогичные, с жестким темпоритмом, ироничным юмором без желания смеяться и без словесного табу. И все это присуще «Калеке с острова Инишмаан», первой пьесе из трилогии об ирландских Аранских островах, маленьких лоскутков из камня, отрезанных холодным бурным морем.
Сюжет переносит в 1934 г. и развивается вокруг больного ДЦП юноши Билли, которого воспитывают две чудаковатые женщины. Они подобрали мальчика младенцем, когда утонули его родители. Билли окружают причудливые односельчане: Джонни Патинмайк — местный сплетник и его мать-алкоголичка; Малыш Бобби — суровый и закомплексованный рыбак, молодая грубая радикалка Хелен, в которую тайно влюблен Билли, ее не вполне психически здоровый брат Бартли... Эти персонажи словно зависли в такой же, как сами, нудной, никудышной жизни, разве что молодежь имеет единственное призрачное желание куда-то податься, лучше всего — в Америку. Но вдруг новость — на соседнем острове снимается фильм.
Именно реально снятая здесь в 1934 г. известным голливудским режиссером Робертом Флаэрти лента «Человек из Арана» о выживании на суровых островах и стала своеобразным «ключиком» для режиссера Сергея Павлюка в построении трагикомедийного действа. Фрагменты этого фильма, появляющиеся в течение спектакля на небольшом экране на стенке магазинного буфета под магическую исландскую тему, — лейтмотив спектакля, выдают зрителям много информации. Не только помогают создавать атмосферу действа, но и детали для понимания персонажей. Ведь, по словам Сергея Павлюка, «автор просто не давал подсказок, что делать с этими персонажами». Так, благодаря кропотливой работе режиссер с актерами нашли свои убедительные характеры.
Особенностью постановки стало исполнение роли калеки Билли непрофессиональным актером Виталием Пронько, юношей с ограниченными возможностями. Театр давно заботится о Цюрюпинском детском доме-интернате, воспитанником которого был Виталий. Парень принимал участие в самодеятельных спектаклях и мечтал о настоящей сцене. Он закончил университет и даже издал книгу собственных стихов. Его Билли — худенький искалеченный юноша, постоянно с книгами и «умными» словами, наподобие «альтернатива», не любит получать тумаки, не допускает сплетен, суржика и нецензурной речи, которые в этом обществе обязательны. И этим еще больше всех раздражает. К своему увечью Билли относится философски: «Все мы здесь калеки, просто я внешне, а вы — изнутри».
Именно этот «иной» парнишка и стал «лакмусом» для понимания своего жесткого окружения. Когда из Америки, куда он единственный смог попасть на съемки, от него не было вестей, на острове встревожились и загрустили. А когда неожиданно вернулся — искренне обрадовались. Оказывается, они... любили его! Так всегда у МакДонаха — черное вдруг оборачивается белой стороной. И все обитатели острова открывают себя настоящих разными незаметными добродетелями.
Центральным акцентом сценографического оформления поселка (художники Сергей и Наталья Ридванецкие) стало... кладбище как символ быстротечности жизни. Вот и Билли возвращается смертельно больной чахоткой, словно напророчив болезнь перед отъездом с острова. И время от времени, когда вновь и вновь в зрительном зале зависает удивительная тишина, персонажи этой странной истории приносят цветы на одинокую могилу посреди авансцены. И становится понятно: весь спектакль — это воспоминание о Билли. Просто Билли.