Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«О войне, которая сейчас идет на востоке, нужно говорить во весь голос!»

Прима Национальной оперы Ксения Иваненко ярко заявила о себе как интересный хореограф на «Балет-фесте-2017», а на родной сцене создала колоритную Секлету в спектакле «За двумя зайцами»
10 августа, 2017 - 10:15
СЕКЛЕТА В СПЕКТАКЛЕ «ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ» В ИСПОЛНЕНИИ К. ИВАНЕНКО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Пока в театрах пора летних отпусков, есть возможность спокойно пообщаться с артистами, поговорить о важнейших событиях минувшего, достаточно  напряженного сезона. Наша беседа с солисткой балета Национальной оперы Украины Ксенией Иваненко, которая известна не только как исполнительница характерного амплуа, но и как постановщик собственных хореографических миниатюр.

Очень мало найдется спектаклей в репертуаре театра, в которых бы не танцевала в течение почти 25 лет работы на киевской сцене Ксения: Девушка в черном и Девушка в белом («Болеро» М. Равеля), Мадам Хортонс («Грек Зорба» М. Теодоракиса), Акулина («Лесная песня» М. Скорульского), Леди Капулетти, Кормилица («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Этрусский танец («Спартак» А. Хачатуряна), Колдунья Мэдж («Сильфида» Х. Левенсхольда), Судьба («Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина), Низа, Гелла («Мастер и Маргарита»), Белая Кошка, Злая фея Карабос, Королева («Спящая красавица» П. Чайковского), Испанский танец, Венгерский танец («Лебединое озеро» П. Чайковского), Испанская кукла, Жена Советника Штальбаума («Щелкунчик» П. Чайковского), Берта, Батильда («Жизель» А. Адана), Мачеха, Кривляка, Испанский танец («Золушка» С. Прокофьева), Солоха («Ночь перед Рождеством» Е.Станковича), Индусский танец («Баядерка» Л. Минкуса), Солистка («Корсар» А. Адана), Хозяйка волшебного сада («Снежная королева»), Девушка на празднике цветов («Треугольная шляпа» М. Д. Фальи). А самая свежая и самая резонансная актерская работа — Секлета в новом балете «За двумя зайцами» Ю. Шевченко.

В нескольких концертах Ксения Иваненко предлагала публике авторские хореографические миниатюры, и зрители имели возможность оценить ее балетмейстерское умение. Поэтому неудивительно, что и жюри Международного конкурса хореографов «Балет-фест-2017», который состоялся во Львовском национальном театре оперы и балета им. С. Крушельницкой, отдало предпочтение именно нашей героине, присудив ей первую премию; а второе и третье места завоевали также киевлянки — Анна Герус и Светлана Крюкова.

Этот конкурс проводится уже третий год подряд и приобретает популярность, не только из-за своей главной цели — выявление новых тенденций в современном сценическом танце, открытие молодых талантливых хореографов, но и открывает в дальнейшем возможность сотрудничества победителей с балетной труппой театра. Так, Артем Шошин, который в прошлом году получил первое место, в следующем сезоне уже поставил одноактный балет. Такой подход к делу, конечно же, очень привлекает молодых постановщиков и в то же время решает творчески кадровую проблему театра, вливает свежую кровь в академические «жилы». Идея прекрасная, потому что хореографам-конкурсантам предоставляются все сценические возможности: площадка, свет, технические средства, репетиционное время, коллектив профессиональных исполнителей, а это, собственно, артисты балета львовского театра.

В настоящее время первое место Ксении Иваненко жюри присудило за нестандартные постановки «Инь и Янь» на музыку И.Стравинского из балета «Весна священная» и «Мы свободные бабочки» на музыку А. Шнитке. Помогли Ксении завоевать победу и разделили с ней успех Ульяна Корчевская, солистка балета Львовской оперы, и киевлянин Марат Рагимов, который за несколько лет работы в столичном балете заявил о себе как о перспективном танцовщике (Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Чиполлино, Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите»). Эти двое талантливых танцовщиков стали, по мнению постановщика, и вдохновителями, и соавторами в напряженной и интенсивной работе, потому что за три дня нужно было воплотить достаточно сложный музыкально-пластический материал.

— Почему вы выбрали в качестве основы именно музыку Игоря Стравинского?

— Одним из конкурсных требований была этнотематика, и музыка балета И.Стравинского дала мне все возможности для пластического решения. Мы еще подключили ударника, который не только усилил динамику и драматизм номера, но и выступил полноправным участником коллизии, сыграв роль судьи, который как будто совмещает две энергии — женскую и мужскую. Они, пройдя все стадии борьбы за первенство, конфликты, отторжение, все же в финале сливаются, символизируя саму жизнь.

— Для второго номера тоже задавалась тематика?

— Да, второй номер, согласно требованиям конкурса, должен был раскрыть украинскую тематику, и все участники в качестве музыкального материала взяли украинские народные песни или рок-баллады известных наших исполнителей, групп. Мы подошли к этому нестандартно, предложив номер на музыку Альфреда Шнитке «Мы свободные бабочки» к фильму «И все-таки я верю». Нас спросили, как мы привяжем это к Украине? Говорю, что ключевое слово здесь — «свободные». Девочка в ярко-синем платье и в венке из желтых цветов кружится среди сотен таких же ярких и свободных, как она, бабочек, которые транслировались на экране. Для этого номера была создана сценография: на заднике сменяли друг друга кадры: ржаное поле, человеческие руки, бабочки. Номер делился на четыре части, три из них окунали зрителя в атмосферу абсолютного счастья, которое переживает и героиня миниатюры, как будто повышая каждый раз градус позитива, но все же четвертая часть, к сожалению, трагическая. На бабочек направляется мишень, и они начинают по одной исчезать, оставляя после себя кровавые разводы, пока под прицел не попадает последняя бабочка — наша девочка.

— Не слишком ли сильным был шок для зрителя?

— Возможно! За две с половиной минуты мы рассказываем о той боли, которую переживает в настоящее время Украина, теряя каждый день на войне своих сыновей, защищающих именно свободную Украину. Но эта история не только о нас, она — обо всех конфликтах, которые лихорадят планету сегодня. Никто не знает, когда может стать такой вот мишенью, которая мгновенно разобьет все надежды, мечты, обычное человеческое счастье, которое мы даже иногда не ценим. Я считаю, что о войне, которая сейчас идет на востоке, нужно говорить во весь голос! Миру, который, как это не ужасно звучит, привык видеть на экранах телевизоров сцены смерти, насилия, войн, нужно напоминать о том, что человек рождается для жизни, для счастья. На прошлогоднем конкурсе я представляла номер на такую же тематику под песню группы «ДахаБраха» — «Козак»: там женщина, которая символизирует материнство, прижимала к груди закутанного в пеленки ребенка, а дальше трое парней эмоционально танцевали боевой гопак, пока внезапная смерть не уложила их на сырую землю, а пеленки исстрадавшейся матери не превратились в саван. За этот номер мы тогда получили приз зрительских симпатий. Может, потому на нынешний конкурс была заявлена эта сложная, но очень важная тема. Искусство не должно стоять в стороне от этой острой проблемы — на языке танца, песни, музыки должно вызывать в людях возмущение, протест против бессмысленной войны.

...После возвращения с конкурса во Львове Ксения Иваненко сразу включилась в творческую работу. Прошлый сезон для артистки был очень напряженным, а следующий обещает быть тоже не менее интересным. Учитывая то, что человек она деятельный, и работу на сцене Национальной оперы совмещает с преподавательской деятельностью на кафедре хореографии в Университете театра, кино и телевидения им. И.К.Карпенко-Карого, у нее хватает времени и вдохновения на творческую самореализацию как постановщика. Для студентов актерского факультета Ксения ставит пластические спектакли, этот эксперимент еще на стадии разработки, но в следующем учебном году будет представлен на сцене студенческого театра.

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ