Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О жизни и смерти «Икара»

25 октября, 2006 - 19:13
БАЛЕТ «ТРИУМФ НЕПТУНА». СЕРЖ ЛИФАРЬ С АЛЕКСАНДРОЙ ДАНИЛОВОЙ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Парижская опера отмечает тремя одноактными балетами 20-летие со дня смерти знаменитого танцора и хореографа Сергея Михайловича Лифаря (1905—1986).

На ее сцене сейчас идут «Сюита в белом» и «Миражи», созданные самим Лифарем, а также премьера «Полета Икара» на музыку Альфреда Шнитке, поставленного французским балетмейстером Тьерри Маланденом, пишут izvestia.ru. Почести, оказываемые легендарному балетмейстеру на берегах Сены, не случайны. «Если бы не было Сержа Лифаря, — признает Морис Бежар, — не было бы ни меня, ни Роллана Пети, ни Ноймайера, ни Форсайта, ни Макмиллана».

Сергей Михайлович Лифарь родился в Киеве. В 16-летнем возрасте с несколькими учениками хореографа Брониславы Нижинской уехал во Францию, где быстро стал звездой «Русских сезонов». После смерти Сергея Дягилева, скончавшегося у него на руках в Венеции в 1929 году, Лифарь получил приглашение в Парижскую оперу. Там он дебютировал постановкой «Творения Прометея» на музыку Бетховена, а на следующий год возглавил труппу и оставался ее балетмейстером до 1958 года.

С именем Сержа Лифаря связано кардинальное обновление Парижской оперы. Балетные историографы сравнивают его роль с той, какую сыграл в русском балете француз Мариус Петипа. Он ввел, в частности, в репертуар балеты Чайковского, которые в 30 егоды прошлого века во Франции были мало известны. Он первым пригласил в Париж советскую балерину — Марину Семенову.

Лифарь поставил более ста балетов, в которых сам исполнил десятки партий. Дягилев называл его «акробатом линий», а сам хореограф считал свои балеты «неоклассическими». Он отдавал предпочтение одноактным постановкам, в основе которых лежали библейские, античные или средневековые мифы. Его интересовала тема одиночества героя, невозможность противостоять судьбе. Самым знаменитым его балетом был «Икар», который и сейчас идет на сценах разных стран мира.

Во всех своих проявлениях Серж Лифарь казался чрезмерен, отмечала бывшая балерина Нина Тихонова. В искусстве и в жизни он не знал границ. К деньгам был равнодушен, и все, что зарабатывал, раздавал или тратил на пополнение коллекции, унаследованной от Сергея Дягилева. Основу этой коллекции составляли пушкинские автографы, включая рукопись «Путешествия в Арзрум» и письма великого поэта к Наталье Гончаровой. Сергей Михайлович собирался отдать письма в СССР, но ждал ответного жеста — постановки его балета в советских театрах. Ныне в Музее исторических драгоценностей Украины хранится «золотая туфелька» («балетный Оскар»). Эту высокую награду Лифарь получил как легендарный танцовщик. Ежегодно в Киеве проходит Международный фестиваль «Серж Лифарь де ля данс» и конкурс балета, который носит его имя.

Всю жизнь Серж называл себя «солдатом культуры», рассказала вдова Лифаря графиня Лиллан Аллефельдт (она издала его «Мемуары Икара»). Последние годы жизни Серж Лифарь провел в гостинице «Бориваж» в Лозанне. Он так и не обзавелся собственной крышей над головой, не получил французского или швейцарского гражданства и жил с «нансеновским паспортом», который выдавали апатридам. Сергея Михайловича похоронили на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. На его могиле выгравирована надпись на французском: Serge Lifar de Kiev.

Юрий КОВАЛЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ