Напомним, хронология присуждения Национальной премии, которая носит имя Великого Кобзаря, имеет свою давнюю историю. Уже более полувека творится своеобразный канон в национальной литературе и искусстве, который отображает достижение творцов в разных сферах деятельности. И в нынешнем году, сохраняя лучшие традиции предшественников, сразу восемь лауреатов заявили о своем праве считаться лучшими в литературе, публицистике, музыкальном и визуальном искусстве, киноискусстве. О том, действительно ли были оправданы их амбиции, рассказывает нынешний глава Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко — Юрий Щербак.
— Пан Юрий, каждый сезон по отбору литературно-художественных произведений, которые претендуют на наивысшую государственную награду в гуманитарной сфере — Национальную премию Украины имени Тараса Шевченко, — имеет свои особенности. Как проходил процесс определения лауреатов Шевченковской премии 2018 года?
— Самой большой «интригой» нынешней гонки за Национальной премией стало то, что сразу два автора в одной номинации — «Литература, публицистика, журналистика» — с самого начала стали фаворитами в прохождении трех конкурсных туров. Имею в виду писательницу Эмму Андиевскую с ее сборниками поэзии и прозы «Міста-валети», «Бездзигарний час», «Шухлядні краєвиди», «Маратонський біг», «Щодення: перископи» и историка Сергея Плохия с его книгой эссе «Брама Європи. Історія України від скіфських воєн до незалежності». Если Эмму Андиевскую можно с полным правом считать патриархом современной украинской литературы, которой она отдала шесть десятилетий упорного труда, то Сергея Плохия большинство его коллег-ученых воспринимают как продолжателя дела Юрия Шевелева в Гарвардском университете. Их ближайшими конкурентами на получение премии, на мой взгляд, были Иван Корсак, жизнь которого неожиданно и трагически оборвалась не только для членов Шевченковского комитета, но и многотысячной аудитории почитателей его исторической прозы. Кроме того, привлекли к себе пристальное внимание Владимир Рафеенко с романом «Довгі часи», Сергей Татчин со сборником лирики «Пташка», Виктор Терен с книгой стихов «Жити». Они реально претендовали на награждение, но не набрали необходимого количества голосов. Ведь проходной балл в заключительном туре был очень высокий, и с этим нужно было считаться. Останавливаюсь на этом только потому, чтобы наглядно проиллюстрировать ту степень конкуренции, которая возникла между соискателями на премию на завершающей стадии конкурса.
— Буквально накануне официального обнародования перечня новоизбранных лауреатов Президент Украины П. Прошенко подписал Указ, которым вносились изменения в действующее положение о премии. Можете рассказать, о чем идет речь?
— Члены Комитета после гонки 2017 года инициировали внесение изменений в Положение о Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко относительно количества номинаций. Теперь премию будут присуждать по таким направлениям: «Литература», «Публицистика, журналистика», «Музыкальное искусство», «Театральное искусство», «Киноискусство», «Визуальное искусство». Прошлогодний конкурс всем доказал, что необходимо давать премию отдельно — за литературу и отдельно — за публицистику и журналистику. Только так можно было уравнять шансы между писателями и журналистами, которые занимают совсем другие жанровые ниши в отечественном культурно-информационном пространстве. Без этого нововведения постоянно возникало бы трение в творческой среде, способной предложить совершенно разные произведения как в литературе, так и в публицистике для самого прихотливого читателя.
— Нынешними лауреатами, кроме уже упоминавшихся Эммы Андиевской и Сергея Плохия, еще стали художник Павел Маков за художественный проект «Втрачений Рай», композитор Виктория Полевая за хоровую симфонию на канонические тексты «Світлі піснеспіви», режиссер Владимир Тихий и телеоператоры Ярослав Пилунский, Сергей Стеценко, Юрий Грузинов за цикл историко-документальных фильмов о Майдане 2014 года. Как вы думаете, почему члены Шевченковского комитета из семи десятков претендентов на Национальную премию 2018 года отдали свои голоса именно этим восьми кандидатам?
— Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос, поскольку каждый из членов Комитета принимал решение относительно того или иного кандидата единолично, принимая во внимание художественный уровень литературно-творческого произведения, выдвинутого на получение премии, а также его весомость для отечественной культуры. За более полувека литературного труда Эмма Андиевская издала четыре десятка поэтических сборников, пять книг короткой прозы, три романа, а еще ею создано более девяти тысяч картин в стиле сюрреализма и герметизма.
Книга «Брама Європи» Сергея Плохия, изданная в США, рассчитана в первую очередь на западного читателя, закрепляет в сознании иностранцев принципиальное отличие между украинцами и россиянами — в их истории, культуре, традициях, в конце концов, ментальности, — которые до последнего времени на Западе воспринимались исключительно как «русские» или «советские». Это — лейтмотив его фундаментального исследования.
Наш следующий лауреат — композитор Виктория Полевая в хоровой симфонии на канонические тексты «Світлі піснеспіви» не только сохранила традиции духовного пения, которые берут начало в музыкальном творчестве выдающихся композиторов прошлого — Максима Березовского, Николая Лысенко, Кирилла Стеценко, Николая Леонтовича, — но и продемонстрировала высокий профессионализм, врожденный талант, а еще — воодушевление и вдохновение.
Художник Павел Маков — один из немногих отечественных художников, художественные произведения которого покорили западных искусствоведов, коллекционеров, ценителей современного изобразительного искусства. Ведь он является членом Королевского общества живописцев и графиков Великобритании, академиком Академии искусств Украины, его произведения постоянно экспонируются в Национальном художественном музее Украины, а также в престижных галереях Франции, Италии, Шотландии, Германии, Испании, Голландии, США. Именно проект «Втрачений рай», который набрал наибольшее количество голосов членов Шевченковского комитета, олицетворяет новое явление в современном украинском изобразительном искусстве. Насквозь метафоричный, со многими смыслами и значениями, «Втрачений рай» для Павла Макова является персонификацией его Родины — Украины, которую, по мнению художника, можно потерять, если вовремя не объединиться ради противостояния агрессору с Севера.
Не ошибусь, когда скажу, что во время такого исторического события, которым стала Революция Достоинства, оказалось немного желающих с риском для собственной жизни документировать на телекамеру то, что позволил себе преступный режим Януковича — убийство безоружных людей, наших современников, которые, прикрываясь щитами из фанеры от пуль беркутовцев, оказывали сопротивление убийцам в милицейской форме. Именно активная гражданская позиция Владимира Тихого, Ярослава Пилунского, Сергея Стеценко, Юрия Грузинова выявлена во время создания документального телевизионного цикла о Революции Достоинства, по мнению членов Шевченковского комитета, заслуживала наивысшей государственной награды в гуманитарной сфере.
— Известны ли вам факты, когда на членов Комитета кто-то пытался извне давить, чтобы они приняли «правильное решение»?
— Нет, не известны. Были попытки привлечь дополнительное внимание к тому или иному претенденту с помощью письма-поддержки или наоборот — писем с критикой, которые поступали по электронной или обычной почте в адрес Шевченковского комитета. Например, Сергея Плохия поддержала известная американско-британская журналистка и писательница Энн Эпплбаум, кстати, лауреатка престижной Пулитцеровской премии, которую она получила за книгу по истории ГУЛАГа. В противовес ей один экс-депутат ВР Украины на мое имя направил петицию на нескольких страницах с требованием не награждать премией книгу «Брама Європи», поскольку в ней, как он считал, автор допустил принципиальные ошибки в трактовке национального вопроса. Это письмо во время проведения третьего конкурсного тура мной было зачитано, чтобы члены Шевченковского комитета имели возможность ознакомиться с его содержанием. Прозрачность и открытость — это те принципы, которыми руководствуюсь, возглавляя Шевченковский комитет. Судя по тому, какое количество голосов набрал Сергей Плохий как автор книги «Брама Європи» по результату тайного голосования, выраженные контраргументы его оппонента так и остались на бумаге.
— В своей речи в Национальном музее Тараса Шевченко, где проходили торжества по случаю 204-й годовщины со дня рождения Великого Кобзаря и вручение дипломов лауреатам Шевченковской премии, Президент Украины отметил позитивные тенденции, которые наметились в отечественном книгоиздании. Вместе с тем, по его словам, качественный и количественный прорыв в отечественной издательской отрасли пока не состоялся. В этом контексте каковы перспективы пополнения серии изданий «Библиотека Шевченковского комитета», которой в нынешнем году исполняется 15 лет с момента ее основания по инициативе академика Ивана Дзюбы?
— К сожалению, приходится констатировать, что в прошлом году и, скорее всего, в нынешнем, Украинский институт книги при Министерстве культуры, на который возлагались большие надежды, так и не заработает в полную силу. Плавная передача бюджетной программы «Украинская книга» от одного центрального органа исполнительной власти, имею в виду Госкомтелерадио, к другому — Минкульту — не состоялась. Подтверждением этому — неожиданная отставка талантливой журналистки Татьяны Терен, которая до последнего времени занимала должность директора института. Так вот, в упоминавшейся программе существовал отдельный раздел «Библиотека Шевченковского комитета», благодаря которому осуществлялось финансирование из госбюджета издания книг и альбомов с литературно-художественными произведениями лауреатов Шевченковской премии, которые ею были награждены в разные годы. Начиная с 2001 года, отечественные издательства выпустили с логотипом «БШК» более 100 названий книг и альбомов, суммарный тираж которых достигал десятков тысяч экземпляров. Назову лишь несколько из них из «золотой серии» — «Всім серцем любіть Україну» Владимира Сосюры, «Далекі орбіти» Андрея Малышко, «Повінь» Платона Воронько, «Вертеп» Владимира Базилевского, «Усе любов’ю зміряно до дна» Дмитрия Луценко, «Золотий гомін» Павла Тычины, «Від першої особи. Вибране» Виталия Коротича, «Жіночий апокриф» Любови Голоті и др. Благодаря «Библиотеке Шевченковского комитета» проходила популяризация творчества шевченковских лауреатов, национальные библиотечные фонды постоянно пополнялись раритетными изданиями, современная Шевченкиана обогащалась действительно уникальными по своему содержанию книгами. Хочу заверить, что ситуация вокруг Украинского института книги будет нами отслеживаться, поскольку имеем заинтересованность в возобновлении и пополнении серии изданий под брендом «БШК» новыми произведениями авторов-лауреатов.
— Сезон по определению лауреатов Национальной премии 2018 года завершился, 1 сентября нынешнего года начинается новая гонка. Что бы хотели пожелать потенциальным претендентам на наивысшую государственную награду в сфере культуры?
— В первую очередь — уверенности и ответственности, поскольку они собственным творчеством хотят утвердиться в культурной среде страны, претендуют на звание, которое носит святое имя гения украинского народа, и, конечно, желаю лучшим получить эту престижную премию.