На днях завершился фестиваль «З країни в Україну». Это турне музыкантов, поэтов, мастеров, специалистов по современным технологиям и, конечно, культур-менеджеров по городам востока и юга, где они организовывают концерты, мастер-классы, чтения, конкурсы и другие мероприятия. Суть — еще раз показать жителям территорий, на которых долгое время целенаправленно вытравливалось или дискриминировалось все украинское, культурные и технологические изюминки современной Украины. Все происходит на волонтерских началах.
Мне довелось принять участие в таком выезде в три города индустриального Поднепровья: Никополь, Кривой Рог и Запорожье (перед тем организаторы провели акции в Покровске, Константиновке, Бахмуте, Лисичанске, Северодонецке, Старобельске). Везде вниманию местных были концерты рок-групп: от киевских Nesprosta и Drunk&Drowned до криворожской «Генезы», — демонстрации технологических новинок, открытые библиотеки, лекции, файер-шоу и прочее. Мы с поэтом Богданом-Олегом Горобчуком выступали на небольших поэтических чтениях.
Три города расположены недалеко друг от друга, однако очень отличаются. Самый маленький, Никополь, кажется, выделялся самой многочисленной публикой, причем на всех мероприятиях. Город на берегу необозримого в этих краях Днепра (а еще здесь недалеко, около города Покров, в кургане Толстая Могила была найдена легендарная скифская пектораль) выглядит сильно русифицированным и не очень богатым культурными событиями. Если первое в некоторой степени могло создавать препятствия в восприятии современного украинского продукта (хотя, скажем, среди рок-групп на концертах вполне себе хорошо выступали и русскоязычные команды), то второе — лишь подпитывало интерес горожан. Я заметил, что некоторые из посетителей наших литературных чтений имели не слишком широкие представления о современной поэзии как таковой, но таким людям было интересно с ней познакомиться, понять ее и почувствовать.
Кривой рог, думаю, является настоящей столицей украинского индустриального стиля. Город невероятного размера и длины («длиною в жизнь», как пишут на здешних троллейбусах), с многочисленными шахтами и комбинатами, зданиями причудливой «космическо»-брутальной архитектуры, необычными транспортными комбинациями наподобие «метротрамваев», но и парками, прудами и идиллическими росписями на стенах. Город, который выглядит наименее русифицированным по сравнению с Никополем и Запорожьем. Кажется, здесь на фестиваль «З країни в Україну» пришло больше собственно целевой аудитории, людей, которые знали, что именно их интересует, что они хотят услышать и увидеть.
И Запорожье — город Хортицы, исторической романтики, конструктивистской архитектуры и индустрии. Здесь мы расположились в парке «Дубовая роща». Интересно, что в самом большом городе тура фестиваль посетило не самое большое количество людей. Зато на литературной сцене в Запорожье выступали не только гости, но и местные авторы. К сожалению, мы разминулись с интересной группой «99» (это авторы, которых относят к литературному феномену «двухтысячников»), зато имели возможность послушать тексты их младших коллег, например, поэтов из объединения «Платформа 9». А еще недалеко от парка была одна из местных набережных над Днепром и небольшая река с забавным названием Мокрая Московка.
Этот многодневный фестивальный блок оставил несколько впечатлений. Во-первых, чувствуется, что сейчас мы имеем неплохой момент для промоции украинской культуры в маленьких населенных пунктах. Именно в них нехватка информации, впечатлений часто сочетается с интересом, желанием заполнить лакуны. В областных и просто больших городах, думаю, чуть больше информации и меньше желания. А следовательно, стоит начинать, продолжать и поддерживать подобные инициативы (и они множатся: буквально на днях довольно масштабное литературное мероприятие «Метро до Кибинец» пройдет в одноименном селе на Полтавщине). Мне кажется, какой-нибудь аналог «Дня независимости с Махно» в Гуляйполе образца середины двухтысячных годов сегодня мог бы иметь лучший отзыв.
Во-вторых, вопреки стереотипам, фестиваль не сопровождался никакими проявлениями украинофобии или кремлевской пропаганды. По крайней мере, я такого не видел и о таком не слышал, а подобные скандалы наверняка бы получили огласку. Конечно, Поднепровье в этом смысле не относится к самым рискованным регионам, но все же имеет устойчивую «политически восточную» репутацию.
И напоследок: очень важно, что растут и разветвляются такие информационные проекты. Пока крупные средства массовой информации в культурном смысле продолжают пребывать в иностранной тени, растут и усиливаются горизонтальные инициативы, потенциально способные многое изменить. Замечательно, что все больше людей это понимают, что приобщаются волонтеры. А фестиваль «З країни в Україну» тем временем завершился мероприятиями в Бердянске и Мариуполе, там, где все сказанное еще важнее.