Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Образ Родины, воссозданный в музыке

Исполнитель произведений Борткевича выдвинут на соискание Шевченковской премии
16 декабря, 2004 - 19:16
МУЗЫКАНТЫ ИСПОЛНЯЮТ КОНЦЕРТ №1 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ БОРТКЕВИЧА. СОЛИСТ ВЯЧЕСЛАВ ЗУБКОВ (ФОРТЕПИАНО) / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День» ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ — НИКОЛАЙ СУКАЧ. БЛАГОДАРЯ ЕМУ МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕРГЕЯ БОРТКЕВИЧА ВЕРНУЛОСЬ В УКРАИНУ ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День» ЧЕРНИГОВСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР «ФИЛАРМОНИЯ» ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

15 декабря в Национальной филармонии Украины состоялся концерт произведений Сергея Борткевича в исполнении Черниговского симфонического оркестра «Филармония». Он прошел по случаю выдвижения художественного руководителя и дирижера музыкального коллектива Николая СУКАЧА на соискание Национальной премии им. Тараса Шевченко 2005 года. Прозвучали: Концерт №1 для фортепьяно с оркестром си-бемоль мажор, соч. 16 (1912 г.), Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч.22 (1915г.), Симфония №1 ре мажор «Моя Родина», соч. 52 (1934 г.) В творчестве Борткевича ощутимо влияние украинской народной музыки, особенно мелодий Слобожанщины — автор родом оттуда. «Когда я приехал в родительное имение Борткевичей в селе Артемовка на Харьковщине, взошел на пригорок, увидел бесконечные поля, дальше — небольшой поселок и опять поля. И все стало таким родным, — говорит Николай Сукач. — Убежден, что когда композитор создавал симфонию «Моя Родина», то вспоминал этот пейзаж». В своих мемуарах, найденных в одном из музеев Гааги, Сергей Борткевич писал: «Мне скоро шестьдесят. Когда друг прочитал мои воспоминания, сказал: «Какая у тебя была интересная жизнь». Я ответил ему, мол, читать — да, а жить — нет. Мы все, эмигранты, живем больше прошлым, чем современным. Потому что только тот, у кого силой отобрали родную землю, может почувствовать, что это за боль. Как хочется, как когда-то говорил Гете, вернуться назад к матери, т.е. к истокам, к родной земле, чтобы черпать вдохновение и силы на дальнейшее творчество. Потому что искусство было, есть и будет национальным».

Николай Сукач — единственный отечественный дирижер и один из немногих в мире, исполняющих произведения украинского композитора. Впервые он сыграл их с украинским пианистом из США Николаем Суком. В 2002 году вышли компакт- диски в Великобритании и Нидерландах. Тогда же Шотландский оркестр BBC записал две симфонии Борткевича. Николай Васильевич вернул и все наследство в Украину — 59 из 74 музыкальных работ. Остальные пока считаются потерянными.

Сергей Борткевич учился в Германии, где и остался. Там его произведения звучали до 1933 года. Тогда же снова вернулся в Австрию. Австрийцы консервативны в своих симпатиях — Моцарт, Брамс, Бетховен...Часто у украинца не было денег, чтобы нанять симфонический оркестр для исполнения собственных произведений. Хотя это ему удалось в 1952 году на свой 75-летний юбилей.

Николай Сукач разыскивал творческое наследие Борткевича с помощью доктора философии Бомбейского университета Багвана Тадани, сейчас гражданина Канады, английского госслужащего Малколма Баллана, голландского юриста Ваутера Калктмана. Свое знакомство с ним он называет судьбой. «Как только начал исполнять музыку Сергея Борткевича, почувствовал, что это моя музыка. Вспоминаю: на одном из первых концертов даже почувствовал, будто сам композитор энергетически присутствует в зале. С тех пор его творчество меня не отпускает».

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ