Эта постановка станет хедлайнером Шекспировского фестиваля, который является одним из центральных культурных событий в Европе. Постановку осуществил режиссер Ростислав Держипильский — в Ивано-Франковском драматическом театре им. И. Франко. В спектакле задействованы популярные актеры из Львова, Франковска и Киева. С вопроса об этих гастролях гранда в Польшу мы и начали нашу беседу, а еще Ростислав Держипильский рассказал, как амбициозные мечты воплощает в оригинальные арт-проекты, о коллегах-единомышленниках и творческой команде, которая покоряет театральный Олимп.
«НАС ВСЕХ ОБЪЕДИНЯЕТ ТВОРЧЕСТВО. И ЭТО НЕ ПРОСТО КРАСИВЫЕ СЛОВА»
— Ростислав, вас и ваш театр действительно ожидает значительное событие. Ведь впервые такая честь для украинского спектакля. К тому же этот фестиваль в Польше якобы патронирует королева Великобритании. Как собираетесь приспособиться к определенному театральному пространству, ведь ваш «Hamlet» идет в подвале?
— В Гданьске уникальное театральное помещение. Зал создан по образцу Шекспировского театра, но он технически оснащен на высшем современном уровне. На этой сцене играют лучшие коллективы Европы. Мы сыграем свой спектакль — дважды. Как приспособить постановку именно к этой сцене — уже придумали. Придется идти на определенные компромиссы, но без потери художественной целостности и ценности. Кое-что придется изменять на ходу, но от этого могут возникнуть очень интересные и неожиданные вещи...
— Ныне Ивано-Франковский театр собирает в своих проектах популярных актеров из разных городов Украины. Это, в частности, Дмитрий Рыбалевский, Юрий Хвостенко, Ирма Витовская, Олег Цьона, Анастасия Блажчук, Наталья Половинка... Очевидно, это сложно, в том числе и финансово, их всех объединить?
— Все перечисленные актеры — мои друзья, для которых вопрос финансовый в данном сотрудничестве, — не на первом месте. Нас всех объединяет творчество. И это не просто красивые слова. Так оно есть. Сложность заключается именно в координации сотрудничества для приезжих и наших местных актеров, которые также много снимаются и задействованы в разных театральных проектах и в Киеве и в других городах. Но ничего в жизни не бывает легко. Я все же полагаю, что невозможного — не бывает. Так и выходит.
— Только что во Франковске отговорил фестиваль Porto Franko, который уже назвали одним из важнейших культурных событий последнего времени. В чем особенность формата этого феста, который вы организовывали?
— Это действительно непросто. У нашего коллектива очень насыщенная жизнь: гастроли, премьеры (обычно за сезон их шесть-семь). В апреле на базе нашего театра впервые провели «Весеннюю школу актерского мастерства НСТДУ». К нам съехались молодые актеры и студенты театральных вузов со всей Украины, да и не только, чтобы поделиться своим опытом, своими проблемами, своим виденьем будущего украинского театра. Также в этом году при театре мы открыли режиссерскую мастерскую. Одним словом много идей, планов и проектов — времени не хватает, но желания более чем достаточно. Постигать новое и выходить за рамки известного — вызов самим себе.
Porto Franko стал очередным вызовом и допингом — для меня лично, для культурной элиты, для города наконец. В рамках проекта смогли представить самые современные европейские коллективы, тенденции и самые разнообразные виды современного искусства. Такой мультидисциплинарный формат принесет неоценимую пользу для развития украинского искусства.
— Кстати, как вам удалось договориться с представителями Эймунтаса Някрошюса, чтобы один из последних его спектаклей «Мастер голода» по Кафке попал в Украину?
— Это была наша мечта. Переговоры велись долго. И то, что это стало возможным мы в немалой степени обязаны и куратору театральной программы, заслуженному артисту Украины Алексею Гнатковскому.
Някрошюс — мастер и большая честь для нас, что он приехал на наш фестиваль, а еще это что-то из разряда «очевидное — невероятное». Хотя на сегодняшний день это событие, на мой взгляд, вполне закономерное, потому что о нашем театре хорошо знают в Европе, нас приглашают. Думаю, благодаря этому и удалось убедить господина Някрошюса, что его спектакль будет принимать участие в достойном фестивале с интересным будущим.
«КОГДА УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК ТВОРЯТ ВМЕСТЕ — ЭТО СЛОЖНО»
— На фестивале вы показали свою новую работу по мотивам произведений Василя Стефаника — «Вона — Земля». Во время просмотра плачут и критики, и зрители. Что побудило вас обратиться к Стефанику именно сегодня?
— Идея постановки возникла два года назад. Стефаник — гениальный писатель. Он близок мне по мировоззрению и духу. Его произведения — выразители общечеловеческих универсальных и в то же время именно украинских проблем и конфликтов, ведь они «списаны» с этой почвы. Бог, Мать, Земля — его ключевые образы и сквозные мотивы — краеугольные образы и мотивы украинской культуры и ментальности. А писательская манера — конденсация боли — более всего отвечает энергетическим вибрациям сегодняшнего дня. Поэтому Стефаник так трогает сегодня и именно сегодня необходим.
Я выбрал его новеллы для актерских тренингов своих студентов. И начал открывать Стефаника заново, как это всегда бывает, когда имеешь дело с гениями.
Он повел меня за собой. И это был совсем другой путь, чем я мог себе представить. Работа получилась другого качества, по сравнению с моими предыдущими. Конечно, этим я обязан в большой мере и моим соратникам — прекрасным актерам Наталье Половинке и Олегу Цьоне.
— Исполнительница главной роли в спектакле, а также сорежиссер Наталья Половинка — фигура нерядовая, человек требовательный. Как складывалось ваше сотрудничество?
— Наталия Половинка — действительно уникальная личность в театральном, музыкальном и кинопространстве. Нас с ней связывает давняя дружба и сотрудничество.
Именно с Натальей Половинкой я создал постановки по произведениям Марии Матиос «Солодка Даруся» и «Нація» (они дважды номинировались на получение Шевченковской премии). Наталья много сделала для профессионального становления моих студентов и первого выпуска, который уже десятый год на сцене, и второго — нынешнего. Понимая масштабы этой личности, ее духовный и творческий потенциал, я не мог не мечтать о сотрудничестве с ней как с актрисой. И теперь могу сказать уверенно: как режиссера меня это колоссально обогатило. Хотя, конечно, было очень непросто. И не могло быть просто. С сильными творческими личностями это и невозможно.
Наталья Половинка — среди моих учителей. А когда учитель и ученик творят вместе — это сложно. Но в хорошем смысле этого слова. Потому что если есть цель и любовь — результат непредсказуемый и интересный. В этом смысле нам с Н.Половинкой очень интересно. Мы оба интуиты, которые не боятся двигаться наугад, прислушиваясь к каким-то еще не зримым, не очерченным вибрациям материала и времени. Для меня это и есть творчество — непредсказуемость результата.
— Продлится ли гастрольная жизнь вашего «Оскара і Рожевої Пані» в новом театральном сезоне. Что вам дал этот спектакль как человеку, отцу, художнику? Стоит ли ожидать продолжения вашего творческого тандема с одной из самых популярных украинских актрис Ирмой Витовской?
— Арт-проект «Оскар і Рожева Пані» апеллирует к милосердию, обнаруживает проблемы, о существовании которых я раньше не задумывался. Это болезненные открытия. Но я благодарен Богу, что не остался в стороне и смог сделать посильный вклад в развитие паллиативной помощи в Украине. Все, кто принимал участие в работе над «Оскаром...» приложили немало сил и любви для того, чтобы этот арт-проект стал одним из самых успешных. Я уверен, что у этой постановки будет долгая жизнь, ведь проблема еще остается. Остаются еще много сердец, которые нужно разбудить и наполнить светом милосердия.
Что касается Ирмы Витовской, то у нас не просто творческий тандем. Мы — ученики одного педагога, известного актера Богдан Козака. У нас общие художественные ориентиры, похожие гражданская и человеческая позиции. Это большой подарок жизни — иметь единомышленников. Конечно, есть много творческих замыслов. Но всему свое время.