Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ода свободе Ивана Марчука

В «Мистецькому Арсеналі» представили ретроспективу произведений прославленного художника
15 января, 2016 - 10:44

Иван Марчук — один из немногих украинских художников, имя которого известно даже далеким от искусства людям. Художник известен во всем мире — в свое время британская газета The Daily Telegraph отнесла его к сотне гениев современности. Многие узнают и работы Марчука, созданные в авторской технике плентанизма — название происходит от слов «плести», или по-украински «пльонтати», потому что картины как будто созданы из густо переплетенных нитей. Впрочем, на выставке «Иван Марчук. Генотип вольности», которая сейчас проходит в «Мистецькому Арсеналі», собрано около 120 очень разных работ — характерные пейзажи, философские картины, абстракции.

«СЛОВНО ПРОБИЛ ГОЛОВОЙ НЕБО...»

Свое искусство Иван Марчук сравнивает с деревом: «Стержень моего творчества — как будто ствол дерева — цикл «Голос моей души». Первая веточка этого дерева — «Пейзаж». Тогда я изобрел технику и начал рисовать в ней. Вторая веточка — «Цветение», совсем другая. Третья — «Цветные прелюдии». Дальше — «Портрет». Потом — «Натюрморт». Я ненавидел этот жанр, но нашел свой натюрморт, которого никто не делал. Потом пошли «Новые экспрессии» — 500 работ, которые создал в Америке. За ними — «Белая планета-1», «Белая планета-2», «Выходят мечты с берегов». «Десятый Марчук», десятый цикл — «Взгляд в безграничность», очень цельный».

ПЕЙЗАЖИ ИВАНА МАРЧУКА ПРОНИЗАНЫ СВЕТОМ. НА ИЛЛЮСТРАЦИИ — РАБОТА «ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ НАС УТЕШАЕТ», ВЫПОЛНЕННАЯ В АВТОРСКОЙ ТЕХНИКЕ ПЛЕНТАНИЗМА

 

Абстрактные работы из нового цикла — это уже не плентанизм. По словам автора, создавать их было сложно, потому что техника очень филигранная: зритель не увидит ни мазок, ни линию — все засекречено. Иван Марчук рассуждает о своем «Взгляде в безграничность»: «Около 50 работ созданы в одном стиле, в одной технике. Я их даже вывешиваю вплотную друг к другу. Словно пробил головой небо и посмотрел, что там за одна большая фантастическая картина. «Порезал» эту картину на кусочки и создал этот цикл».

«САМ СЕБЕ ХУДОЖНИК И КУРАТОР»

Герои фигуративных картин Ивана Марчука часто, кажется, погружены в себя, рассуждают о бытии — и зритель начинает делать это вместе с ними. «Реквием», «Улетели далеко птицы», «Потерянные цветы», «Мы шли, не зная дороги» — говорят названия сами за себя. Философские работы иногда трогают зрителей до слез — сам автор любит, когда люди на его выставках плачут.

Светом — мистическим лунным или радостным солнечным — пронизаны пейзажи Ивана Марчука. Тысячи штрихов, словно тысячи нитей, сплетаются в единую картину — вероятно, через плентанизм проявляется связь художника с отцом, который был искусным ткачом. «Иван Марчук давно хотел сделать у нас выставку. В его творчестве есть много работ на зимнюю тематику, это как-то совпадает с настроением людей после рождественских праздников. Предварительно не планировали этот проект, но вышло, что у нас была возможность его сделать, а у Ивана Марчука — желание, — делится генеральный директор «Мистецького Арсеналу» Наталия Заболотная. — Подготовка длилась около месяца. Иван Марчук все делал сам — он всегда сам себе художник и куратор. В принципе, все, предложенное им, легло в экспозицию выставки».

«МОЯ МЕЧТА — ВЛЮБИТЬСЯ»

Художник, которому в этом году исполнится 80 лет, полон творческих планов. «Секрет моей энергичности — у меня нет семьи, нет женщины, я очень свободен. И ем не вкусную пищу, а полезную, — улыбается Иван Марчук. — А моя мечта — влюбиться. Я еще не любил — все впереди».

«ПОТЕРЯННЫЕ ЦВЕТЫ» — КАРТИНА ИЗ ЦИКЛА «ГОЛОС МОЕЙ ДУШИ», ЦЕНТРАЛЬНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА МАРЧУКА. РАБОТА СОЗДАНА В 1995 ГОДУ

 

Жизненным кредо художника является лозунг «Я — есмь!». Абсолютная свобода, творение собственного мира — главные художественные принципы Ивана Марчука. «Только в студенческие годы был немножко под воздействием других. А затем все это отбросил и начал творить свое искусство», — подчеркивает художник. Впрочем, творчество для Ивана Марчука — и счастье, и каторга. Художник когда-то говорил, что прикован к мольберту, как раб к галере, и не может дня прожить без рисования. Очевидно, эта преданность, фанатичность и дает Ивану Марчуку полную художественную свободу.

Посмотеть выставку «Генотип вольности» можно в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал», что в Киеве, до 31 января.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ