На экраны Украины вышел новый фильм классика отечественного кинематографа Киры Муратовой «Вечное возвращение». Продюсер картины Олег Кохан — о фестивальной истории ленты, взаимоотношениях с режиссером, популярности украинского кино за рубежом, роли продюсера в современном кинопроцессе.
«У ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ НЕ БЫВАЕТ ПРОСТЫХ ХАРАКТЕРОВ»
— Олег, первый фильм, в титрах которого семь лет назад появилось имя никому в тот момент неизвестного молодого украинского продюсера Кохана, был «Два в одном». Режиссер — классик отечественного кино, талантливая (говорят, непроста характером) Кира Муратова. Не было боязно браться за такой проект?
— Кроме опасений, страхов, переживаний, которые я, естественно, ощущал тогда, ключевым и определяющим посылом был огромный интерес. Кира Муратова всегда импонировала мне как режиссер. Безусловно, слышал о ее величном характере... Да и годы нашего сотрудничества нельзя однозначно назвать лишь радостными, добрососедскими, партнерскими отношениями. Их амплитуда колеблется иногда от любви до ненависти. При обсуждении рабочих проблем нередко и сегодня возникает определенное волнение, но цель в достижении результата — всегда влекущая и интересная.
Это не значит, конечно, что я изначально поставил перед собой задачу — буду, мол, работать лишь с непростыми режиссерами. Прекрасно понимаю природу так называемой сложности характера творческих людей. На мой взгляд, иметь простой характер и идти в режиссуру — однозначное свидетельство провала. Кто-то, успешный в профессии, более коммуникабельный, кто-то — менее... Один — внешне дружелюбный, другой — интроверт... Но все талантливые люди неповторимы. Кто простой? Отар Иоселиани? Роман Балаян? Или, может быть, Сергей Лозница?..
Кира Муратова очень требовательна к себе и людям. Профессионально и человечески. Меня это восхищает! И очаровывает. Не хочется обобщать, но современные технические и технологические возможности позволяют серой безликой посредственности прятаться за пиаром, заказными публикациями, невнятным клиповым монтажом. Муратова же настолько самодостаточна, что ей и без дополнительных ухищрений есть что рассказать зрителям. Потому общаться и работать с ней — невероятно интересно.
«ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ» ПОРАЗИЛО ВСЕХ — И ФАНАТОВ РЕЖИССЕРА, И ЕЕ ОППОНЕНТОВ»
— А как произошло ваше знакомство с Кирой Муратовой?
— Мы встретились в Киеве. Напомню: проект «Два в одном» задумывался как совместное производство Украины и России. Одним из копродюсеров должен был быть Игорь Каленов, который до этого делал с Муратовой фильмы «Увлечения» и «Чеховские мотивы». Собственно, Игорь и проанонсировал нашу встречу: сам он на ней не присутствовал. Это были кинопробы — приехала Рената Литвинова, пришел Богдан Ступка... В тот день я и познакомился с Кирой Георгиевной.
Сегодня, уже сделав с Муратовой четыре проекта, могу точно сказать, что все ее творчество четко корреспондируется с главным мессиджем философа Мераба Мамардашвили — «Мой опыт нетипичен». Он говорит: философствовать — способность иметь собственную точку зрения. Это не совокупность знаний (мол, я прочел Платона, могу теперь и рассуждать на философские темы!), а умение мыслить самостоятельно. Не отрицая, но споря с тем же Платоном, отстаивать личную позицию. Ведь в споре рождается собственный особенный мир, отличный от других. Как он рождается у Киры Муратовой. Поэтому она не повторяется ни в одной своей работе. Пример тому последняя — «Вечное возвращение». Мне кажется, сняв его, Муратова поразила, удивила, ошеломила всех — и поклонников, и тех, кто не считает ее своим режиссером.
«ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ» — ФИЛЬМ ВНЕ КОНКУРСА»
— Это правда. На первый взгляд, «Вечное возвращение» — незатейливая ироничная комедия. Посмотрел один раз, удивился — оказывается Кире Муратовой под силу и этот жанр (!) — и поставил точку. А меня (впервые увидела картину летом на Одесском кинофестивале) «Вечное возвращение» несколько месяцев не отпускало от себя. Специально пошла на премьеру в Киеве и открыла невероятное множество изысканных деталей и смыслов в фильме, поняла, мне кажется, зачем Кира Муратова придумала этот интеллектуальный ребус. В очередной раз она оказалась глубже, умнее нас, когда в финале фильма понимаешь, что это кинопробы и сколько интриг, тайн, проблем таит в себе искусство снимать свое кино... «Вечное возвращение» уже неделю идет на экранах кинотеатров. А была ли у него фестивальная история?
— Фестивальная история у «Вечного возвращения» была, есть и еще продолжается. Стартовал фильм на Римском кинофестивале: там состоялась первая, очень интересная встреча со зрителями, специалистами, кинокритиками, прессой. Приняли картину очень радушно. Пожалуй, впервые международная аудитория так однозначно тепло восприняла работу Муратовой. Я говорю о тех фильмах, на которых работал с Кирой Георгиевной. Все-таки у картин «Два в одном» и «Мелодия для шарманки» есть определенные нюансы, которые не всегда воспринимает даже профессиональная зарубежная публика. Не хочется говорить громкие слова о вечных темах, но здесь (простите за тавтологию), в «Вечном возвращении», — понятная всем нациям конструкция человеческих взаимоотношений.
Потом была череда кинофестов — Роттердам, «Кюстендорф» (кинофестиваль Эмира Кустурицы в Сербии. — Авт.), Мехико... В Роттердаме «Вечное возвращение» открывало ретроспективу фильмов Муратовой, затем состоялось несколько гала-премьер, картина неоднократно становилась фильмом открытия или закрытия престижных кинофорумов. Организаторы фестивалей приглашали «Вечное возвращение» именно в таком качестве, потому что считали, что лента особенная и часто не вписывается в концепцию конкурсных программ киносмотров. Не спорю, фильм действительно специфичный, и мы приняли решение и впредь участвовать в фестивалях на аналогичных условиях. Из профессиональных побед — лишь премия Российской киноакадемии «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии».
«БЕЗ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА УКРАИНСКОЕ КИНО ОСТАНЕТСЯ БЕЗВЕСТНЫМ»
— За восемь лет работы в профессии — 12 проектов. Имена режиссеров впечатляют: Кира Муратова, Отар Иоселиани, Роман Балаян, Сергей Лозница, Александр Миндадзе... Вы побывали с их фильмами на множестве фестивалей. Знают ли наших известных мэтров (кроме Иоселиани) в Европе, Америке? Или их имена значимы лишь на постсоветском пространстве?
— Профессиональное сообщество, конечно, знает и ценит работы этих мастеров. Приведу лишь один пример. В Каннах, после просмотра фильма Сергея Лозницы «Счастье мое», к нам подошел председатель жюри, известный голливудский актер Бенисио Дель Торо. Вспомнил Александра Довженко, сказал, что знаком с творчеством Киры Муратовой, восхищенно говорил о картине Лозницы, употребляя такие метафоры, которые невозможно пересказать — это была поэзия!..
Однако представляя эти фильмы на сотнях фестивалей, я проанализировал, почему каких-то авторов, может быть, менее талантливых, чем те, о ком мы говорим сегодня, знают лучше, чем их. И пришел к выводу: одного факта таланта, гениальности, кинематографического явления, как Кира Муратова, к примеру, недостаточно, чтобы ее имя стало знаковым за рубежом. Это просто невозможно без мощной протекционистской политики, четко направленной деятельности государства и специальных структур по популяризации отечественного кинематографа. Мы не можем в одиночку конкурировать с западными пиар-компаниями фильмов и их авторов. Какие бы классные, даже гениальные проекты не снимались, если не будет планомерной, ежедневной работы по продвижению нашего кино на мировой рынок, ситуация, которую наблюдаем сегодня, не изменится. Будут случаться отдельные вспышки, узнавания, но чтобы закрепиться в сознании европейского, мирового зрителя (а также — дистрибьюторов, прокатчиков, специалистов, кинокритиков!), нужно годами, десятилетиями целенаправленно вести работу по популяризации украинского кино. В свое время эту ситуацию сдвинул с мертвой точки Андрей Халпахчи, организовав Украинскую кинофундацию. Необходимо ежегодно проводить фестивали отечественных фильмов за рубежом, во всех крупных городах мира, где следует представлять и классику кинематографа Украины, и молодое кино. Только в таком случае мы сможем закрепить те успехи, которые уже достигли, сформировать внятное представление в умах иностранцев о том, кто мы такие, как живем, мыслим, на что способны в творчестве.
«ПРОДЮСЕР ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВЕСТИ ДИАЛОГ С РЕЖИССЕРОМ НЕ ТОЛЬКО О ФИНАНСАХ И МАРКЕТИНГЕ»
— Еще лет 20 назад профессия «продюсер» упоминалась лишь в контексте западного кино. Сегодня она вышла на главные позиции и в кинематографе постсоветского пространства. Как человек, выбравший ее из десятков других и съевший, постигая азы ремесла, не один пуд соли, объясни мне: каким, по твоему мнению, должен быть современный продюсер, чтобы добиться успеха. Заботливым отцом-кормильцем для творческой группы или жестким смотрящим: шаг вправо, шаг влево — лишаю гонорара?
— Часто можно слышать от режиссеров-классиков, мастеров (особенно старшего поколения), мол, что делать, нужно смириться с тем, что наступила эпоха продюсерского кино. Это совершенно неверная и вредная позиция. Не нужно ни с чем мириться! Необходимо относиться к явлению продюсерского кино уважительно и выходить за рамки пагубного представления о том, что продюсер — палач, денежный мешок, высокомерный чувак в шляпе и с сигарой и так далее. Продюсер — человек, несущий ответственность за два основных процесса, происходящих в кино, — творческий и коммерческий. В принципе, он единственный, кто отвечает за судьбу фильма. Я говорю так не потому, что это моя профессия. Это неоспоримый факт. Другой разговор, что продюсер должен быть адекватной, многогранно развитой личностью, способной вести диалог на равных не только в профессиональной сфере (о финансах, маркетинге, рекламе, продвижении фильма в прокат и на рынок), но и свободно ориентироваться в творческих вопросах. Общаясь с продюсером, собеседник должен сразу понять, что человек разбирается в драматургии, основах операторского ремесла, монтаже. Это не значит, конечно, что он может за ночь написать гениальный сценарий, мастерски снять его и лихо смонтировать! (Смеется). Когда профессионалов такого ранга будет как минимум (как минимум!) человек десять, а лучше несколько десятков, их равноценный диалог с творцами фильмов станет первым свидетельством, что продюсерская эпоха на данном пространстве началась.
— Какое количество копий «Вечного возвращения» попало в прокат? И где, кроме Украины, увидят новый фильм Киры Муратовой?
— Напечатано 125 копий. Картину увидят зрители России, Беларуси, стран Балтии, а через несколько месяцев, возможно, и в Европе.
— Мы уже говорили о том, что фильм — особенный. Даже для творчества Киры Муратовой. Но, делая его, вы ведь рассчитывали на какую-то определенную аудиторию?
— Естественно. Это профессионально. Безусловно, базовая аудитория — зрители, интересующиеся творчеством Киры Муратовой. Второй слой — поклонники актеров, занятых в картине. Третья категория — узкая аудитория ценителей авторского арт-хаусного кино.
Понятно, мы не надеемся, что на «Вечное возвращение» придут зрители, любящие Гарри Поттера или любого рода аттракционное кино. А если шальным образом кто-то из них и забредет в кинотеатр, может случиться, что необычная картина его заинтересует и он откроет для себя режиссера Киру Муратову. Так тоже бывает.
«В ЮНОСТИ У МЕНЯ БЫЛО ТРИ СТРАСТИ: ФУТБОЛ, КИНО И ЛИТЕРАТУРА»
— Олег, твой дебют в профессии был нестандартным: громким и эпатажным. Тебя тотчас узнали, о тебе заговорили, к тебе стали присматриваться режиссеры. Если бы так не произошло, кем бы видел себя сегодня?
— С детства, сколько себя помню, гонял мяч. Профессионально занимался футболом. Мечтал стать знаменитым игроком. Любил читать и обожал кино. Футбол отпал. Читаю, правда, и сейчас много. Но писателем, как видишь, не стал... (Смеется). Осталось кино. Четвертого не дано.
— А за какую команду болеешь?
— Я болею за футбол. Потому, оставаясь фанатом и преданным поклонником киевского «Динамо», отдаю дань уважения такому явлению, как донецкий «Шахтер».
— Не думал совместить три юношеских увлечения — футбол, кино и литературу? Стать продюсером спортивной истории?
— Поживем — увидим...