Губаренко Ирина Витальевна (1959—2004 гг.) — украинская поэтесса, композитор и театральный деятель. Талантливому, многогранному человеку должно было бы исполниться только 60 лет. Но вот уже полтора десятилетия ее нет с нами.
В спектакле — воспоминания, который коллеги Ирины назвали «Восемь писем о театре», со сцены звучали ее произведения, строки из рецензий на спектакли, к которым Ирина писала музыку, записи из ее дневника. Подобные спектакли-воспоминания проходят в театре не впервые. По словам участницы вечера, ведущей актрисы театра Ольги Двойченковой, все актеры, которые приобщились к творчеству Ирины Губаренко, хотели посмотреть на театр ее глазами и убедились, что ее слова не устарели, а мысли относительно творчества остаются и до сих пор актуальными.
Композицию и постановку осуществил главный режиссер Андрей Лебидь, молодой человек уже другого поколения. Он использовал дневниковые записи, публицистику, критические статьи Ирины и отрывки из ее повести «Цепь времен» о талантливом, но злоупотребляющем алкоголем актере, которому в театре дали роль Гамлета. Это оказался очень интересный материал, где у определенных персонажей есть реальные прототипы. Следовательно, актеры во главе с директором театра и другом Ирины Андреем Гапановичем (именно он назвал ее «душой театра») пожелали рассказать в песнях, стихотворениях и прозе Ирины Губаренко о собственных судьбах и путяях коллектива. И оказалось, что за прошлые годы в театре вообще мало что изменилось, тем более в виртуальном диалоге двух поколений возникло желание позитивных сдвигов.
Письма Ирины Губаренко, как нестареющий в век СМС эпистолярный жанр, продолжают поражать своей искренностью, поэтическими интонациями и зрелостью взглядов на жизнь и творчество. В символическом понимании эти письма продолжают идти к нам с произведениями Ирины Губаренко, творчество которой еще не до конца обнародовано и, благодаря матери Ирины, известному украинскому музыковеду Марине Романовне Черкашиной-Губаренко постепенно становится приобретением читателей и слушателей. Семья и при жизни дала много талантливой дочке — речь в первую очередь о дедушке и бабушке Ирины «березильцах» Романе Черкашине и Юлии Фоминой. Отсюда берет начало ее «театральная родословная». А композиторские «гены», вероятно, заложил в дочку отец — знаменитый отечественный композитор Виталий Губаренко.
Кстати, даже он, высокоуважаемый мастер в начале 1990-х был очень разочарован композиторской профессией, которая оказалась бесполезной во время разгула безвкусицы и безденежья у представителей классических форм музыкального искусства. Не лучше было и в театре драматическом, где заявить о себе как о режиссере было очень трудно.
Однако хотя бы первые режиссерские пробы в основанном ею «Бедном театре» доказали, что она имеет также и это незаурядное умение. А поскольку театр в действительности был бедным не только в «кавычках», И.Губаренко активизировалась в литературном творчестве, где смогла реализовать себя как поэтесса и автор прозовых произведений. Ирину постигла тяжелая судьба. Ей пришлось взять на себя хлопоты о больных бабушке и дедушке, она осталась без мужа, без комфортабельной квартиры, потому что ее доверчивостью пользовались авантюристы. Но, невзирая на все неурядицы, Ирина Губаренко написала много серьезной музыки, которая стала востребованной и в наши дни. Так в настоящее время часто исполняется ее опера «Медведь» по рассказу А.Чехова. Когда в концертах играют музыку Ирины и ее знаменитого отца, ни одного несоответствия не возникает. Это ощутимо и при прослушивании аудиодиска, где музыка отца и дочки тоже сливается в одну творческую струю. А поэзию Ирины Губаренко положил на музыку один из лидеров современной академической музыки Валентин Сильвестров. Такова судьба настоящего и чистосердечного таланта — согревать сердца людей даже после того, как человек уходит от нас в другие миры.
СПРАВКА «Дня»
Губаренко Ирина Витальевна родилась в Харькове в известной театрально-музыкальной семьи Черкашиных-Губаренко. Выбор музыкальной профессии был обусловлен примером родителей — композитора Виталия Губаренко и музыковеда Марины Черкашиной-Губаренко. В 1984 году окончила композиторский факультет Харьковского института искусств им. И.Котляревского по классу проф. В.М. Золотухина. В течение двадцати лет работала заведующей музыкальной частью Харьковского театра для детей и юношества. Создала музыку более чем до двадцати спектаклей театра, в том числе к таким серьезным пьесам, как «Лісова пісня» Л. Украинки, «Сон летней ночи» У. Шекспира, «Сны Бальзаминова» Н. Островского, «Чума на оба ваших дома» Г. Горина, «Казацкий монастырь» И. Перепеляка. Писала также поэтические тексты к собственным песням.
Работая в театре, в 1987 году вернулась к юношеским увлечениям режиссурой и вместе с молодыми актерами ТЮГа, при участии засл. арт. Украины Романа Черкашина создала студийный коллектив «Бедный театр». За годы его существования были осуществлены композиция по «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, спектакли «Белые розы, розовые слоны» по пьесе В. Гибсона, «Кроткая» за повестью Ф.Достоевского, а также «В ім’я твоє» (украинская мистерия) — собственная инсценировка повести Валерьяна Пидмогильного «Остап Шаптала», а также несколько поэтических программ. Со спектаклем за повестью В. Пидмогильного «Бедный театр» принимал участие в первом театральном фестивале «Мистецьке Березілля».
Кроме театральной музыки, Ирина Губаренко написала больше чем полсотни песен на собственные тексты, а также Сонатину для гобоя с фортепиано (1979), Три фортепианных прелюдии (1982), рок-оперу «Солярис» (1981), симфоническую поэму «Ахтамар» (1984), камерную оперу «Медведь» по рассказу А.Чехова (1989), вокальный диптих на стихотворения Ивана Драча (1981), Монолог Касандры для меццо-сопрано и фортепиано на стихотворения Леси Украинки (1985), вокальный цикл на стихотворения Л.Киселева «Заспівайте, сестро» (1987), Три песни на стихотворения Л. Киселева для тенора с фортепиано (1988).
С юношеских лет писала стихотворения и прозу, которые посмертно напечатаны в сборнике «Поэтические медитации» (Киев, 2005), а также журнале «Соты», 2005 № 11. Выступала как музыкальный и театральный критик. В последние годы жизни работала над кандидатской диссертацией «Режиссерские концепции ХХ века в свете аналитической психологии» как исследователь кафедры теории и истории культуры Национальной музыкальной академии Украины.