Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Онлайн-концерты и новая коммуникация

Как Львовский органный зал приспособился к существованию в условиях карантина
20 мая, 2020 - 10:27
ФОТО С САЙТА GALNET.FM

С началом пандемии коронавируса COVID-19 весь мир перешел в онлайн. Опера, балет, концерты, спектакли, галереи, музеи — теперь все можно «посетить», не выходя из дома. Приспособились к новым условиям существования и отечественные учреждения культуры. А как карантин повлиял на Львовский дом органной и камерной музыки? Этот концертный зал за последние два года под руководством новых менеджеров сделал себе имя выступлениями всемирноизвестных  солистов, масштабными симфоническими и уникальными камерными проектами, обновленным интерьером и креативной командой. О существовании культуры в онлайн-режиме рассказали директора Львовского органного зала Иван Остапович и Тарас Демко.

— Сложно ли было приспособиться к новым условиям?

Иван ОСТАПОВИЧ: — Как только во Львове объявили карантин, мы сразу обнародовали план концертов, которые будем транслировать онлайн. Во-первых, это концерты наших органисток Надежды Величко и Елены Мацелюх. Они проходят вживую, но без присутствия зрителей в зале. Во-вторых, записи выступлений известных исполнителей, которые были в прошлые годы. Мы и до карантина делали стрим некоторых концертов, как это происходит в известных концертных залах. Поэтому, выходя на карантин, были подготовлены, имели соответствующую технику и понимание, как делать трансляции.

Тарас ДЕМКО: — Наши трансляции состоят из двух частей — концертная и образовательная. Уже вышло много лекций о культуре в рамках событий Галицкого музыкального общества, партнером которого является Львовский органный зал. Мы верим, что украинское медийное пространство должно наполняться качественным продуктом. Одна из миссий Органного зала — промотировать украинскую музыкальную культуру, знакомить с особыми темами и даже касаться неудобных вопросов.

— Какие события планируются до конца карантина?

Т.Д .: — Мы будем транслировать концерты наших солисток с обновленными программами, в режиме реального времени. Всегда важно подчеркивать, что концерты проходят вживую. Ведь искусство исполнения — это определенный ритуал, когда ты приходишь и разделяешь «священное время» с исполнителем и музыкой.

Другая часть деятельности — обнародование архива нашего менеджмента за годы работы в Органном. Интересно следить, как сложилась судьба того или иного музыканта сегодня. Некоторые уже работают в других странах или городах. Мы видим, что эти воспоминания важны не только нам. Люди комментируют наши видеозаписи в соцсетях: можно почитать, как кто-то вспоминает, что они были тогда на этом концерте, как тогда грело солнышко, как по-особому звучал орган или скрипка.

И.А.: — Я бы хотел заметить одну вещь, которую мы оценили в условиях новой цифровой реальности с началом карантина. Зрители наших трансляций комментируют их, начинают между собой коммуницировать, делятся мыслями. Это было невозможно, когда люди посещали концертный зал: общались только малые группы знакомых между собой людей. Сегодня, когда контент попадает в сеть, открываются новые пути для коммуникации людей из любой точки мира.

— Отличается ваша онлайн-аудитория от офлайновой? Какие каналы коммуникации вы используете?

Т.Д.: — Нашим главным каналом коммуникации всегда была сцена и концертный зал. Он вмещает до 400 слушателей. Сегодня этот канал заблокирован. Но мы продолжаем общаться с нашей аудиторией через медиа, прессу. В последние недели стремительно растет количество подписчиков нашего YouTube-канала. Страница Органного зала в Facebook позволяет быть на связи со зрителями не только из Украины. В своем Instagram мы показываем то, чем мы гордимся: это памятник архитектуры, это уникальные люди. Сейчас мы очень активно развиваем Telegram канал, очень нетипичный, как для концертного зала. Он называется «Органна мемарня». Решили не спамить подписчиков новостями Органного зала, а давать им то, что им мгновенно улучшит настроение: положительный легкий контент. Понимаем, что все сегодня перегружены информацией. Но когда наша креативная команда на основе многовековой традиции музицирования придумывает очередной мемчик или прикол — это интересно.

— Карантин когда-нибудь закончится. Что из онлайн-эпохи Органного останется и в дальнейшем?

Т.Д.: — Во время вынужденного простоя мы обсуждали всей нашей креативной командой новые идеи. За время карантина придумали около 10 новых программ и подходов к их продвижению, изобрели несколько новых услуг и готовы выйти на рынок с ними, чтобы стать лучше и распространять идеи искусства еще интенсивнее. Будем оставлять некоторые форматы. В частности, транслировать больше концертов вживую, фокусироваться на медийных вещах: краткие комментарии, сториз, прямые включения. Как показала практика, многие процессы можно делать дистанционно. Как менеджеры Органного мы никогда не были слишком формализованными, но сейчас нам стало проще коммуницировать с властями города, партнерами через Facebook или Zoom-видеоконференции. Раньше надо было записываться на прием, ждать несколько дней, сейчас можно не тратить время, а поговорить моментально.

— Как вы относитесь к технологиям дополненной реальности, которые сейчас начинают широко применять, например, музеи, галереи? Давайте пофантазируем, как могли бы выглядеть перформансы Органного зала через n лет?

Т.Д.: — Для меня очень не характерна консервативность, но я думаю, что физическое присутствие не заменит ничто. Художественный акт потому и ценен, что состоит из неповторимых молекул, частиц, которые создал художник и история, будь это материалы красок, потертость временем или следы катаклизмов. Именно поэтому мы ценим памятники материального наследия. Цифровые клоны — это совсем не то, это отражение идей.

Конечно, современные технологии помогают сделать шоу с концерта. Мы пользуемся достижениями цифровой эпохи, например, выполняем музыкально-световые шоу.

И.А.: — Сегодня уже все поняли, что потребность стремительно диджитализироваться стоит остро. Все включаются в цифровую реальность. И в дальнейшем эта диджитализация будет все больше присутствовать в нашей жизни. Но это вовсе не отменяет физического присутствия и ощущения сакральности от того, что ты что-то видишь собственными глазами и прикасаешься руками. Это не изменится никогда. Мы можем увидеть египетские пирамиды через Google Maps, но это не значит, что мы не захотим их увидеть вживую.

— Что бы вы посоветовали другим учреждениям культуры делать в новых условиях?

И.А.: — Когда есть большие планы на развитие, любой кризис бьет сильно. Но мы живем в Украине и, кажется, уже привыкли к кризисам. Мы все выходим из них более сильными.

Т.Д.: — Из практических вещей хочется посоветовать не дать о себе забыть, создавать контент еще интенсивнее, чем раньше. Не прятаться за проблемами и показывать свою личность, свое отношение к работе. Не забывать о ценности и следовать мировым трендам. Например, мы в Органном сшили многоразовые защитные маски с нашим новым логотипом, будем их разыгрывать и продавать. Таким образом наша аудитория может поддержать любимый концертный зал в непростое время.

И.А.: — Финансовое планирование очень важно. Оно позволяет иметь некоторый запас, финансовую подушку. Например, мы можем купить дезинфекторы или маски для сотрудников и не остаться с нулем на счету. Это очень важно для культурных учреждений.

Т.Д.: — Также важно помнить, кто ты и почему ты работаешь. Львовский дом органной и камерной музыки — это большая система, где существуют различные формы искусства. Наша цель — удовлетворять культурные запросы слушателей.

Диана КОЛОМОЕЦ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ