Международная театральная конференция «Опера Европы-2017 в Киеве» проходила в рамках культурно-художественного проекта «Искусство, которое объединяет» («Art which unites»). Организатором встречи с деятелями искусства стал Национальный театр оперетты. И это не удивительно, потому что в последние годы этот театр уверенно проторяет путь в европейское пространство. Сказанное не означает, что все там идеально и все представления являются образцом высокой музыкальной культуры и современного художественного мышления. Однако руководитель театра Богдан Струтинский хорошо знает, как поднять рейтинг коллектива, каким образом расширять круг его деятельности и при этом постоянно заботиться о собственной публике, ее комфорте и приподнятом настроении. Наряду с беспокойством о качестве текущего репертуара здесь понимают, какое значение имеет выход театра на внешнюю арену, организация фестивалей, привлечение к сотрудничеству мастеров из других стран. Есть у оперетты и малая сцена, есть экспериментальные проекты, есть понимание того, насколько важно стимулировать поиск и смелые шаги молодых.
ОПЕРНЫЙ БУМ И «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СЕКОНД ХЕНД»
А как же украинские оперные театры? Какова их реакция на глобальные перемены, которым подверглась оперная жизнь в течение последних десятилетий? В настоящий момент в мире наблюдается своеобразный оперный бум. Популярность таких выдающихся оперных певцов, как Йонас Кауфман, Анна Нетребко, Брин Терфель, Жуан Диего Флорес, Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский и некоторых других равняется успеху известных эстрадных звезд. Приятно признавать, что в звездном списке оперных певцов и дирижеров, получивших мировую славу, мы находим и украинские имена. Но влияют ли их международные успехи на украинскую оперную жизнь, ее пульс, формы существования? Мы гордимся тем, что наши талантливые соотечественники способствуют обогащению достижений Оперы Европы, той самой, представители которой целым десантом на три дня пожаловали в Киев. Что же касается украинской оперной продукции, то Андрей Жолдак, один из ярких представителей эпатажных поисков модерной режиссуры, назвал такие спектакли «художественным секонд хендом», имея в виду стилистику и эстетику вчерашнего дня.
Что ж, на мой взгляд, мешает нам преодолеть границы и войти в глобальную систему, которую можно назвать «мировой империей оперы»? Я не буду касаться финансовой стороны, хотя она тоже крайне важна. Однако нечего надеяться на то, что в нынешней сложной ситуации государство вдруг в несколько раз увеличит финансирование культурных институтов в целом, и оперных театров в частности. Предлагаю подумать, что именно можно было бы изменить и улучшить, если на полную силу использовать высокий творческой потенциал участников украинского оперного процесса. Ведь украинцы слывут музыкально одаренным народом, от природы наделенным прекрасными вокальными данными, и этому во многом способствует напевность самого украинского языка. И наше музыкальное образование пока находится на высоком уровне. Свидетельством этого как раз и являются успехи наших певцов и музыкантов на западных сценах
Система, по которой организовано глобальное оперное пространство Европы и даже мира, функционирует благодаря постоянному обмену кадров, гибким формам оперной пропаганды, обновлению репертуара, использованию новых технических достижений в сценографии, созданию постановочных концепций, созвучных проблемам современной жизни, поиску нестандартных решений в сфере оперной режиссуры, и многим другим новациям. Границы ее становятся все более прозрачными. Интересные новые постановки ведущих театров попадают в интернет, их могут смотреть зрители разных стран благодаря телевизионным трансляциям. Заботясь о максимальном расширении аудитории, известные театры проводят акции под лозунгами «Опера для всех» и показывают свои спектакли на больших экранах под открытым небом. В последнее время в разных странах стал доступен оперный абонемент, который позволяет регулярно смотреть в кинотеатрах новые постановки самого престижного театра, нью-йоркской «Метрополитен опера». Огромную роль в заинтересованности широкой публики оперным искусством играют многочисленные оперные фестивали. Европейское оперное лето обычно не менее насыщено разными событиями, чем осенне-зимний и весенний сезоны.
В отличие от этого, в Украине до сих пор действуют сформированные еще в советские времена застывшие и однообразные принципы организации оперной жизни. Мы имеем лишь стационарные репертуарные театры в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Днипре, сезон в которых преимущественно длится с сентября по июнь. Репертуар у них у всех однообразный и ограниченный. До нас до сих пор еще не дошла могучая волна возрождения оперного наследия времени барокко. В то же время отставание по сравнению с современным состоянием оперного развития равно более чем сто лет. Имею в виду произведения композиторов ХХ в., которые в европейском театральном пространстве давно уже функционируют на уровне с популярным классико-романтическим репертуаром.
Для европейской оперной практики стали привычными совместные постановки нескольких театров разных городов и даже стран. Постановочная группа предлагает свою концепцию, изготавливают декорации и костюмы, и такой спектакль ставится на разных сценах, каждый раз со своим составом исполнителей. Известные режиссеры имеют при этом возможности проверить найденные решения, когда переносят свои постановки в разные условия и демонстрируют их для разной публики. Наши украинские театры тоже могли бы воплощать новые идеи, обмениваясь удачными спектаклями и планируя общие проекты. Совместные постановки могли бы появиться и с определенными европейскими театрами, например, с театрами Литвы, Латвии, Чехии или Польши.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ НОВЫЕ ЦЕНЗУРНЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ?
Если мы говорим об украинских оперных театрах в плане национального самоопределения, то должны констатировать, что давно требует особенного внимания, а также пересмотра под современным углом зрения наше собственное оперное наследие. В разные периоды флагманами украинской оперы считались Львовский и Одесский оперный театры. Было время, когда руководители столичной Киевской оперы считали своим высоким долгом поставить на ее сцене все оперы Николая Лысенко. Существовала система государственных заказов и на новые оперные произведения, и на редакционное обновление оперных партитур прошлых времен. Так, благодаря реализации государственной культурной политики появилась признанная сегодня классической редакция оперы Н. Лысенко «Тарас Бульба», осуществленная Л. Ревуцким и Б. Лятошинским. В настоящий момент, казалось бы, нет цензуры советских времен, запрета на определенные острые проблемы. То есть можно ставить интересные оперы украинских композиторов, которые раньше не могли попасть на сцену. Однако здесь возникают новые цензурные предубеждения, гласные и негласные. Например, какой украинский оперный театр возьмется поставить сегодня «Бег» Валентина Бибика, замечательное произведение, которое всего лишь один раз и уже после смерти автора прозвучало в концертном исполнении благодаря инициативе Романа Кофмана? Я убеждена также, что могла бы стать событием постановка прекрасной оперы современного композитора Святослава Лунева «Москва-Петушки». Он долго работал над этим произведением, сам создал либретто на основе известного романа Вениамина Ерофеева и завершил оперу уже несколько лет тому назад. Сколько же ему ждать и какой новой политической ситуации, чтобы новаторское по выбранному сюжету, написанное современным языком произведение было воплощено на сцене? Волнует меня и судьба лирико-комичной оперы Виталия Губаренко «Кому улыбаются зори». Либретто к ней я создавала уже во времена решительных общественных изменений, которые привели к независимости Украины. При этом старалась по-новому прочитать сюжетные коллизии и представить образы когда-то популярных комедий Александра Корнейчука. И благодаря музыке, ее опоре на традиции комичных оперных жанров разных эпох удалось преодолеть недостатки взятого за основу драматургического материала. Однако композитор не смог удостовериться в качестве полученного результата, потому что произведение не дождалось сценической реализации. Виталий Губаренко написал на своем веку тринадцать опер, которые в большинстве имели счастливую сценическую судьбу. И он всегда повторял, что настоящее рождение новой оперы происходит лишь в театре в плодотворном соавторстве композитора со всем постановочным коллективом.
СОСТАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПОД КОНКРЕТНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
К сожалению, нет в Украине камерных оперных площадок. Об их создании мечтала наша прекрасная певица и вокальный педагог Евгения Мирошниченко, которая к тому же приложила немало усилий для реализации этой мечты. Не существует у нас присущей европейским театрам с древних времен практики работы по принципу стаджоне, когда состав постановщиков и исполнителей подбирается под конкретный спектакль, он готовится определенное время, а затем демонстрируется определенное количество раз. Заинтересованная таким проектом публика будет знать, что спектакль сможет посмотреть только в указанные сжатые сроки. Такой принцип может обеспечить более высокое качество исполнения, даст возможность постоянно готовить репертуарные новинки. Так можно будет показывать и произведения, восприятие которых зрителями требует проверки, потому что это либо совсем новые для данной аудитории названия, либо оперы, по отношению к которым существуют определенные опасения и предубеждения.
Что касается публики, то руководителям наших театров стоило бы ей больше доверять. Уже двадцать лет я постоянно общаюсь с настоящими любителями оперы, которые посещают заседания нашего Киевского Вагнеровского общества. Такие встречи, а также заполненные залы на наших концертах, которые мы организовываем трижды в год, опровергают миф о консервативности оперной публики, которая якобы мыслит в категориях оперных вкусов столетней давности. Вот лишь один новый пример. Одна из постоянных участниц наших собраний, доцент Политехнического института и физик по профессии Ирина Иванова крайне взволнована, сможет ли попасть в Мюнхен на открытие сезона 2017/2018 года на премьеру «Парсифаля» Г. Вагнера, потому что абсолютно убеждена, что это будет событие мирового масштаба. Ведь партию Парсифаля будет исполнять Йонас Кауфман, а дирижировать произведением — Кирилл Петренко! Поэтому она уже поспешила заказать билеты, хотя выполнения этого заказа ей придется еще ждать, а на первый спектакль можно и не попасть. Но она это предусмотрела, и на всякий случай заказала билеты и на премьеру, и на второй, или же третий его повтор.