Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Опера – в песне!

Впервые в Национальной филармонии знаменитый бас-баритон Павел Гунька (Великобритания) выступил с сольной программой
8 июня, 2016 - 10:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Британский певец украинского происхождения впервые в Украине представил свой проект художественной песни для голоса и фортепиано. Как ранее сообщил Павел Гунька в своем интервью газете «День» (№15, 2016), уже 35 лет он собирает и исполняет украинские песни, начиная от произведений Николая Лысенко и до современных композиторов; из более 1000 песен записано уже 350, издано 17 компакт-дисков!

Как рассказали «Дню» организаторы гастролей, легендарный певец весьма уважительно относится к публике, а потому не любит, когда во время концерта стрекочут теле- и фотокамеры, и предложил представителям СМИ прийти днем на свою открытую репетицию. И это был подарок всем журналистам накануне Дня журналиста. Открытый, харизматичный, вовсе не звездный Павел Гунька своим бархатным голосом очаровал всех собравшихся в зале филармонии. Можно сказать, что певец не репетировал, а дал настоящий концерт и мастер-класс Вокалиста с большой буквы.

А на вечере киевской публике Павел Гунька вместе с Ричардом Уайлдсом (фортепиано) представили часть проекта в концептуальной программе «Мир Тараса Шевченко и Вильяма Шекспира в украинской художественной песне». Шевченковская поэзия, положенная на музыку Николаем Лысенко, Яковом Степовым и Стефанией Туркевич, прозвучала в первом отделении концерта, а Сонеты Шекспира в украинском переводе Остапа Тарнавского и в музыкальной интерпретации нашего современника, композитора Александра Яковчука, мы услышали во второй половине вечера.

Особенно интересно, с точки зрения контраста гармоничного языка, композиторских школ и эпох, прозвучали последние две песни шевченковского блока — «Минають дні» Туркевич и Лысенко. Стефания Туркевич, которая считается первым галицким профессиональным композитором, была ученицей Арнольда Шенберга, и в ее музыке чувствуется эта принципиально другая, свойственная творчеству Шенберга, культура мышления, которая таким образом имела влияние на развитие всей музыкальной культуры ХХ века. В то же время имя Туркевич у нас явно недооценено.

В шекспировском блоке программы Павел Гунька появился не только как концертно-камерный певец, но и как прекрасный актер, ведь он, прежде всего — оперный исполнитель (уже 27 лет на мировой оперной сцене). Не напрасно свой вокальный цикл «Сонеты Вильяма Шекспира» Александр Яковчук, познакомившись с П.Гунькой после какого-то оперного спектакля в Канаде, написал именно для него. По манере пения, мимике, поведению на сцене в игривых сонетах Павел Гунька напоминал то ли Лепорелло из моцартовского «Дон Жуана», то ли Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини. Каждый из 12 номеров цикла был представлен как моно-мини-опера. И в самом деле, сложно было сдерживаться, чтобы не аплодировать артисту, что киевская публика делала с удовольствием даже посреди цикла.

Бонусом программы стали другие песни проекта, в частности авторства Лысенко, Степового, Станислава Людкевича, а также Кирилла Стеценко, внук которого сидел в зале. Павел Гунька, исполняя песню за песней (казалось, он может петь их бесконечно, а мы — бесконечно слушать), вел себя на сцене непринужденно, шутил, что тоже хочет домой, но еще собирается исполнить три песни, ну и еще одну, четвертую, на целых 59      минут. Ему весело подыгрывал (подмигивал, а порой даже подпевал) концертмейстер Ричард Уайлдс, британский пианист, за плечами которого опыт работы дирижером, композитором и директором хора.

После Киева проект представят во Львове — 9 июня в Концертном зале им. Станислава Людкевича Львовской областной филармонии.

 — Этой программой я хотел соотнести и в то же время противопоставить поэзию Тараса Шевченко и Вильяма Шекспира, — подчеркнул П. ГУНЬКА. — Оба были бардами своих наций. Первый — украинец, второй — англичанин. Сам я имею и украинскую, и английскую кровь. 200 лет со дня рождения Шевченко отмечали два года назад, а для Шекспира же знаковым является этот год — исполняется 400 лет со дня его смерти. Эту программу я уже ранее исполнил в Нью-Йорке, Торонто, Мюнхене, Эдмонтоне, а также в Гарвардском университете в Бостоне. А сегодня я очень доволен, что наконец после 30 лет приехал в Украину, где впервые мы представляем наш проект художественной песни. Очень рад, что пришло много людей, и, наверное, каждый убедился, насколько богата Украина!

Олеся НАЙДЮК, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ