Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оперный блокбастер «Хованщина» в исполнении Мариинcкого театра

На сцене Национальной оперы Украины была представлена легендарная опера Мусоргского
15 мая, 2012 - 12:04
ГРАНДИОЗНЫЕ ДЕКОРАЦИИ, МАССОВЫЕ СЦЕНЫ И ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКА МОДЕСТА МУСОРГСКОГО: НА ФОНЕ МОДЕРНИСТСКИХ ИЗЫСКОВ СОВРЕМЕННЫХ РЕЖИССЕРОВ «ХОВАНЩИНА» МАРИИНСКОГО ТЕАТРА ПОЗВОЛЯЕТ ЗРИТЕЛЮ СОХРАНИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧИСТОТЕ ЖАНРА / Фото Александра ШАПУНОВА, Московский Пасхальный фестиваль

Знаковым событием в культурной жизни Киева стал масштабный (270 человек!) коллективный «десант» Мариинского театра во главе с художественным руководителем и главным дирижером Валерием Гергиевым. Маэстро по праву можно назвать «летающим дирижером», ведь иногда руководимый им оркестр может в один день давать концерты, например в Архангельске и Мурманске, а жители российской глубинки нередко с удивлением провожают взглядами чартерный поезд (кстати, с двумя вагонами-ресторанами и душевым вагоном с кабинками на 150 человек) с яркой надписью на голубом фоне: «Московский Пасхальный фестиваль, художественный руководитель Валерий Гергиев». Собственно, в рамках этого грандиозного по продолжительности (25-тидневного) и географии охвата, аналогов которого в мире не существует, и состоялся зрелищный спектакль Мариинского театра — «Хованщина» М. Мусоргского. И в этот раз В. Гергиев прилетел в Киев прямо с церемонии инаугурации президента РФ, а музыканты оркестра приехали с гастрольных выступлений в Мюнхене. Четыре фургона с декорациями на протяжении двух суток добирались из Санкт-Петербурга в Киев. Несмотря на отсутствие надлежащего анонсирования, слухи о приезде прославленного коллектива мгновенно распространились среди киевлян, билеты были молниеносно раскуплены.

Этот спектакль Мариинского театра по праву можно считать культовым: уже свыше 50 лет он не сходит со сцены! Конечно, время от времени обновляется исполнительский состав, опера нередко «экспортируется» на зарубежные оперные сцены, но сохраняется первобытная сценография выдающегося театрального художника Федора Федоровского (кстати, уроженца Чернигова) — ученика Врубеля и Коровина, который вместе с режиссером Леонидом Баратовым утверждал господство концепции «театра-гиганта», подчеркнутой монументальности оперных постановок. Именно на такую объемную сценографию — величественные декорации, построенные в нескольких пространственных плоскостях, ритмично согласованных между собой, образовывающих особый эффект реальности, исторической достоверности — и был сделан акцент в этой версии «Хованщины». И поневоле возникло ощущение скованности, дефицита пространства киевской сцены, настолько величественно и ошеломляюще выглядели стены и сооружения московского Кремля, высокого терема и роскошных палат Хованского.

Перед киевскими зрителями открылась далеко идущая панорама Москвы трагического периода российской истории 1682—1688 годов — бурной эпохи знаменитых стрелецких бунтов, тотального раскола страны — политического, религиозного, социального и морального краха всего общества. Знаменитый оркестровый пролог «Рассвет на Москве-реке», который своей прозрачностью и безоблачностью выходит за рамки трагического по содержанию спектакля — единственный светлый «кадр» в этой грандиозной оперной эпопее, которую сам композитор окрестил: «народная музыкальная драма». Все следующие действия оперы — это, собственно говоря, постепенное втягивание зрителя в водоворот катастрофических событий излома российской государственности и духовности конца XVII века. И поражающая роль в этих картинах бесспорно принадлежит хоровым сценам. В действительности, именно хор (а хоровых сцен в «Хованщине» аж 14!) становится главным героем оперы, который обеспечивает могучее развертывание громадного по масштабу сценического действа. Неслучайно во время написания «Хованщины» сам Мусоргский сознавался: «Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем — и помышляю о нем, пью — мерещится мне он, он один...» Думаем, ему удалось сполна реализовать этот замысел, а исполнителям — искусно донести его до публики. Общеизвестная непростая сценическая судьба незавершенного шедевра Мусоргского: оркестровые редакции «Хованщины» осуществлены Римским-Корсаковым, Шостаковичем, Стравинским. Сам маэстро Гергиев признал, что ему тоже пришлось к этому приложить руку.

Безусловно совершенным, поразительно пластичным и деликатным (особенно во фрагментах с солистами) на протяжении всего спектакля было звучание оркестра, особенно очаровывало чистое, прозрачное звучание медных духовых. Правда, на протяжении спектакля иногда оркестр и солисты на мгновение теряли синхронность звучания, и магический жест дирижера быстро давал им необходимый ансамбльный ориентир.

С особым нетерпением публика ожидала появления основных исполнителей ведущих персонажей оперы. Настоящим потрясением в этот вечер стало выступление оперной дивы Ольги Бородиной в партии Марфы. И хотя певица предварительно сообщила о своем нездоровье, и даже в такой форме голос ее очаровывал своей ровной матовой расцветкой, удивительной пластикой, совершенной кантиленой, рельефно выписанным рисунком каждой мелодичной фразы. Образ Марфы-раскольницы в исполнении Бородиной — это сильная, целостная натура, способная на большие чувства и не менее большие уступки, и неслучайно — певица перебрала на себя основное внимание киевской публики. Она такой же лидер, как и Досифей — один из центральных героев — суровый и гордый старец, непреклонный в своем фанатичном религиозном убеждении. Однако исполнителю этой партии (Михаил Кит) не хватало сугубо вокальных ресурсов для создания именно такого образа, не хватало тембровой и энергетической насыщенности звучания.

Наоборот, чрезвычайно динамическим, настоящим сгустком сценической энергии явился перед киевским зрителем знаменитый тенор Мариинского театра, всемирно известный певец Владимир Галузин. Впрочем, создалось впечатление, что исполнение партии Андрея Хованского, взрывного и достаточно противоречивого по содержанию образа, стоило Галузину определенных сверхусилий — в верхнем регистре звучание его голоса имело явно «форсажную» природу, а недостаточное включение в действие главного резонатора не способствовало достижению гибкого, пластичного рисунка вокальной линии этой партии. В конечном итоге, такое досадное несоответствие можно «списать» на счет напряженного графика выступлений солиста.

Зато покорил прекрасным исполнением партии князя Голицина Алексей Стеблянко — искусной артикуляцией, продуманной динамикой раскрытия противоречивых душевных состояний его героя, раскованным сценическим поведением.

Менее удачными оказались исполнения партий Эммы (Наталия Тымченко) — с ее резкими, пронзительными верхами, — и Сусанны (Лариса Гоголевская), которая тоже явно была «не в голосе», по крайней мере, пение ее было далеким от академических канонов вокала. С небольшой, но выразительной партией Пастора достойно справился Александр Гергалов. Несколько схематическим оказался образ Шакловитого в исполнении Эдема Уварова, хотя певец привлекал к себе внимание своей внешней фактурой, что в целом соответствовало внутренней сущности этого зловещего по сценарию персонажа.

Настоящее восхищение в зале вызывала заключительная сцена самосожжения раскольников, пылающего скита, который на глазах публики распадается и разлетается в воздухе будто бы настоящими искрами из реального костра. Любопытство публики и оживление в зале вызвала сцена, в которой на коне появляется князь. Лошадь была откровенно обеспокоена громким окружением на сцене, и только сдерживание ее двумя стрелками помешало четвероногому персонажу проявить свой нрав. Впоследствии выяснилось, что штатная лошадка Феня осталась дома, а поражать киевскую публику почему-то доверили белорусскому коню.

Спектакль завершился около первого часа ночи. Наградой актерам Мариинского театра стали роскошные цветы от Раисы Богатыревой и громкие аплодисменты зрителей вперемешку с возгласами «браво» и персонально — «браво, Бородина!». Публика неспешно оставляла театр, буквально с физическим ощущением трагичности российской истории, преисполненной бессмысленных потрясений, жестокости, кровавых бунтов, слепого фанатизма и, в то же время, неисчерпаемой силы народного духа.

Наталия СЕМЕНЕНКО, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ