«ЖИЗНЬ КАК СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ, ПЕРЕДАЮЩАЯСЯ ПОЛОВЫМ
ПУТЕМ» (Кшиштоф Занусси, Польша) . Размышления о смысле жизни, из которых
состоят все фильмы живого классика кинематографа, — прямая дорога к размышлениям
о смысле смерти. Сюжет «Жизни как смертельной болезни…» — это история о
враче, который умирает от рака. Несмотря на то, что фильм — это традиционный
Занусси, со всем набором фирменных находок и штампов, искренним проповедничеством
и затабуированной иронией, он не разочаровывает. К тому же, картина абсолютно
свежая, в этом году получила Гран-при Московского международного кинофестиваля.
Поскольку Кшишитоф Занусси питает к «Молодости» и к Украине особый сентимент,
он приедет на фестиваль, чтобы лично представить свой фильм.
«ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ» (Витторио де Сика, Италия)
.
Есть в кино некие неизменные символы. Как Рим невозможен без Колизея, так
и мировое кино не вообразить без итальянского неореализма. А неореализм
— без «Похитителей велосипедов» Витторио де Сики. И дело тут даже не в
«Оскаре» (1949). С призом или без, эта история бедного почтальона, разыскивающего
свой кем-то украденный велосипед — необходимое средство заработка денег
— пребудет вечно. Именно здесь в послевоенном киноискусстве с потрясающей
силой заявила о себе новая режиссура, давшая миру Бертолуччи, Феллини,
Пазолини, Феррери, Антониони, Висконти. Художественно убедительное сочувствие
к малым мира сего, умение показать обыденный сюжет как высокую, достойную
котурн, драму — вот далеко не все, что принесли с собой «Похитители велосипедов».
А сочинила эту историю Сузи Чекки д’Амико — сценаристка таких заметных
картин, как «Леопард» Лукино Висконти, «Укрощение строптивой» Франко Дзефирелли,
«Дама без камелий» Микеланджело Антониони. Все названные фильмы плюс другие,
не столь известные работы, будут показаны в рамках ретроспективы этой выдающейся
сценаристки. Вполне возможно, что приедет и сама сеньора д’Амико, чтобы
провести мастер- класс и раздать интервью.
«ЮНОСТЬ МАКСИМА» (Григорий Козинцев, СССР) . Верной
дорогой идут товарищи. Свое прошлое надо знать, а, узнав, понимать. Этот
историко-революционный эпос представляет собой своеобразный краснознаменный
«роман воспитания» о простом рабочем парне из Питера, выросшем постепенно
в большого начальника. Но не за это, конечно, полюбили «Максима» неподдельной
любовью советские зрители, дружно распевавшие «Крутится, вертится шар голубой»,
а за то, что сделан он мастерски и с юмором, и не кем-нибудь, а Григорием
Козинцевым — автором легендарных экранизаций «Гамлета» и «Короля Лира».
«Юность Максима» — часть широкой ретроспективы, проходящей под знаком ершистой
аббревиатуры ФЭКС. На любого синефила это странное название действует как
опиум. Ведь ФЭКС — это легендарная Фабрика эксцентрического актера, основанная
тем же Козинцевым и не менее знаменитым Леонидом Траубергом в Петрограде
в 1921 году. ФЭКСы были, без преувеличения, лидеры советского авангарда,
идейно близкие таким гениальным хулиганам искусства, как Мейерхольд, ранний
Эйзенштейн и Маяковский. На «Молодости» будут практически все фильмы, сделанные
под маркой ФЭКСа в 1920-х — начале 1930-х годов. Смело можно сказать, что
это стоит того, чтобы отвлечься от современных экранных изысков. Ведь фэксовские
работы и поныне сохраняют тонкое чувство стиля, романтичность, блестящий
«монтаж аттракционов» немого кино, эксцентричные сюжеты и экспрессивную
игру таких великих актеров, как Янина Жеймо или Олег Жаков. Фактически,
для всего советского (да и шире — восточноевропейского) кино ФЭКС была
примерно тем же, чем были сюрреалисты во Франции или экспрессионисты в
Германии. Они не снимали кино, они его создавали заново, как вид искусства,
они творили его язык на десятилетия вперед. Подготовили Леся ГАНЖА,
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
СПРАВКА «Дня»
О начале «Молодости» свидетельствует короткая информация
в газете «На экранах Украины» за 31 октября 1970 года: «Два дня в Киеве
проходил республиканский фестиваль студенческих фильмов «Молодость». Было
пересмотрено 33 ленты. Жюри под председательством Николая Мащенко определило
лучшие студенческие фильмы, вручило призы и дипломы». Именно энергии режиссера
Николая Мащенко, инициативе Союза кинематографистов Украины фестиваль обязан
своим рождением. «Молодость» вывела в мир первые работы большинства украинских
кинорежиссеров, операторов и актеров, которые дебютировали за последние
30 лет. В 1974 году в конкурсную программу впервые попали фильмы извне
Украины — из ВГИКа. В следующем году — из Армении, в 1977 году на фестивале
впервые представлены фильмы с кинофакультета Грузинского государственного
института театрального искусства. В конце 80-х фестиваль окончательно превратился
во всесоюзный — все лучшие студенческие фильмы и кинодебюты, появлявшиеся
тогда в СССР, попадали в Киев. Отдельные студенческие картины из соцстран
также находили дорогу в Украину. С 1988 года «Молодость» стала называться
Открытым украинским кинофестивалем. Этот период — вплоть до 1991 года включительно
характеризовался выработкой окончательной идеологии фестиваля, подготовкой
к переходу его в статус международного, формированием состава постоянно
действующей дирекции форума. После годичного перерыва (1992 год), когда
фестиваль по финансовым причинам не состоялся, он стал проводиться как
специализированный Киевский международный фестиваль «Молодость» студенческих
и дебютных фильмов. В таком статусе он официально зарегистрирован Международной
Федерацией Ассоциаций Кинопродюсеров (FIAPF, Париж).
Свои дебюты в Киеве показывали режиссеры с прекрасным будущим:
Вадим Абдрашитов, Карен Геворкян, Алексей Учитель, Александр Рогожкин,
Алексей Балабанов, Ираклий Квирикадзе, Юрис Подниекс. Актер Иван Миколайчук
в 1979 году получил Главный приз за свой режиссерский дебют — «Вавилон-ХХ».
А в 1987 году «Молодость» засвидетельствовала рождение того, что вошло
в историю как «новая волна казахского кино» (Гран-при фильма «Двое на мотоцикле»
Серика Апримова). Для режиссеров-аниматоров Надежды Евтушенко из Молдовы
(1985, «Гайдук») и Алексея Харитиди (1994, «Гагарин») высокая оценка киевского
кинофорума стала предвестником каннской «Золотой пальмовой ветви» за лучший
анимационный фильм. На «Молодости» награждались картины украинских режиссеров
Андрея Загданского (1977, «Мастер»), Сергея Буковского (1985, «Марш-бросок»),
Александра Роднянского (1988, «Уставшие города»), с именем которых связан
взлет украинского документального кино в конце 80-х — начала 90 х.
В последнее время в конкурсной программе МКФ «Молодость»
участвуют фильмы из более 30 стран мира, в информационном блоке демонстрируются
ретроспективы картин отдельных киношкол и Международных фестивалей. На
«Молодости» начали свою фестивальную одиссею такие известные теперь режиссеры
как Денни Бойл (Великобритания), Франсуа Озон (Франция), Том Тиквер (Германия),
Денис Евстигнеев (Россия), Гордиан Маугг (Германия), Эрик Зонка (Франция).
В этом году, кроме конкурса в четырех номинациях — полный
и короткий метр, студенческое кино, анимация, «Молодость», как всегда,
предлагает большую внеконкурсную программу: ретроспективы мастеров мирового
кино (Леонида Осыки, ФЭКСов, Робера Брессона, Дэвида Лина, Бу Видерберга,
Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера, Сузо Чекки д'Амико), культового
француза Франсуа Озона; а также внеконкурсные программы — венгерские и
немецкие анимационные ленты, «Панораму украинского кино 1999 — 2000», программу
вторых фильмов, словацкие короткометражки 60-х годов. Откроется нынешняя
«Молодость» легендарным фильмом «Каменный крест» Леонида Осыки (отреставрированная
копия с английскими субтитрами), который является яркой кинометафорой украинской
жизни.
При подготовке материала использована статья Владимира
ВОЙТЕНКО «Двадцать пять «Молодостей»