Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оригинально и непредсказуемо

Впечатления от «Бархатного сезона в Одесской опере-2017»
20 сентября, 2017 - 10:11
КУЛЬМИНАЦИОННЫМ СОБЫТИЕМ «БАРХАТНОГО СЕЗОНА ОДЕССКОЙ ОПЕРЫ» СТАЛО КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ «ТАНГЕЙЗЕРА» РИХАРДА ВАГНЕРА, СМЕЛЫЙ ПРОЕКТ ГЛАВНОГО ДИРИЖЕРА ТЕАТРА АЛЕКСАНДРУ САМОИЛЭ

В этом году фестиваль прошел уже в третий раз. В первые два дня руководство театра сознательно сделало акцент на роли национального художественного коллектива, призванного пропагандировать лучшие образцы украинской культуры. Обе украинские программы — концерт и балетное представление — прошли при аншлагах и вызвали искренний энтузиазм публики. Погода стояла замечательная, курортная жизнь продолжала бурлить и днем, и поздно вечером на улицах, в парках и скверах, на морских пляжах.

ШЕДЕВРЫ НА ВСЕ ВЕКА

Провести концертную программу, который начался форум, пригласили талантливого украинского дирижера Виктора Плоскину (в настоящее время музыкальный руководитель Большого театра, Беларусь). Вечер назывался «Українські шедеври на всі віки». Первое отделение состояло из самых известных отрывков из лысенкового «Тараса Бульбы». Эта музыка преисполнена героического подъема и оптимизма, так необходимого нам в нынешние сложные времена. Показательно, что увертюру, к окончательному оформлению которой приложил усилия еще один наш украинский классик-корифей Левко Ревуцкий, посетители концерта услышали дважды. Она не только начинала программу, но и была по требованию публики исполнена на бис в ее завершении. Хор, оркестр театра, все солисты, которых объединил своим темпераментом и волей дирижер, с воодушевлением убедительно воспроизвели атмосферу этого выдающегося произведения с его энергией, страстностью, широким мелодичным дыханием.

Второе отделение концерта вело слушателей от классики к современности, удачно соединив известные произведения фольклорного праздничного характера («Гуцульская рапсодия» Г.Майбороды, «Украинская карпатская рапсодия» Л.Колодуба) с неповторимой песенной лирикой А.Кос-Анатольского и с произведениями углубленного лирико-философского содержания (отрывки из балета «Каменный хозяин» В Губаренко, «Монолог философа» на стихи Г.Сковороды А.Щетинского). Среди исполнителей особенно хочется отметить идеальное донесение Владиславом Гораем содержания музыкально-поэтического текста интересного произведения Александра Щетинского и высокий музыкальный вкус Гарри Гукасяна, который он продемонстрировал, исполнив песни Анатолия Кос-Анатольского. Неслучайно такой настоящий шедевр, как песня на стихи Ивана Франко «Ой, ти дівчино, з горіха зерня», по требованию зала он повторил на бис.

Показанный на второй вечер современный балет Юлии Гомельской «Судьбы» был создан по заказу театра. Его история связана с трагической гибелью талантливого одесского композитора, которая не дождалась премьеры. Однако музыка произведения очень разнообразна по настроению, включает как драматические моменты, так и лирические эпизоды, юмористические сценки и гротесковые характеристики. Автор либретто и постановщик балета Сергей Кон удачно идет по пути своего учителя и наставника Раду Поклитару, смело расширяя танцевальную лексику, используя язык модерного танца, с которым прекрасно справляются одесские молодые исполнители. А вдохновительницей этого интересного проекта, как и других новационных идей, воплощенных труппой театра, является художественный руководитель фестиваля и генеральный директор театра Надежда Бабич.

Вечер третий познакомил публику с двумя новыми спектаклями театра, одноактными операми «Сельская честь» П.Масканьи и «Паяцы» Г.Леонкавалло, которые относятся к особому художественному направлению — веризму, и часто исполняются в один вечер. Режиссер этого диптиха Оксана Тараненко вместе с художником по костюмам Сергеем Васильевым, автором видеоряда Сергеем Круценко и художником по свету Вячеславом Ушеренко предложили обобщенное решение сценического пространства, освободив от публики первые ряды зала и расширив площадку. Роль декораций здесь выполняет смена отдельных видеоизображений на высоких стенах замкнутого пространства «театра в театре». Техническое качество таких картинок довольно посредственное. Что касается самой идеи, то она хорошо срабатывает в «Паяцах» и оставляет много вопросов в «Сельской чести». Оркестр (дирижер Валерий Регут) в обоих случаях находится на сцене. Певцы лишены непосредственного контакта с дирижером, что усложняет их задачу, однако в большинстве случаев они удачно с этим справляются. Что касается хора, то в «Сельской чести» его придется выводить во время действия и ставить перед оркестром. Создается определенная звуковая завеса, через которую нужно пробиваться оркестровому звучанию. Хор является в этой опере живым участником события, контрастным к обостренной личностной драме любви и ревности. Празднуется светлая Пасха, все пребывают в радостном и в торжественном настроении, с удовольствием подхватывают жанровые мелодии песни извозчика Альфио, потом куплетов Туридду. Исполнение таких эпизодов как концертных номеров лишает их соответствующих драматургических функций и эмоционально-смысловых нюансов.

Двойная условная театральность сюжета «Паяцов» больше соответствует предложенному решению. Удачно сработали на основное содержание все мизансцены, сама сценическая среда, костюмы. Хор здесь выступает в роли зрителей и наблюдателей, а не коллективного действующего лица со своими функциями. Оживленную атмосферу действия поддержали перемещение хора и его расположение в финальной части среди первых рядов партера (хормейстер Л.Бутенко). Прекрасное впечатление произвели одесские исполнители: Недда — Юлия Терещук, Тонио — Василий Навротский, Беппо — Владислав Горай, Сильвио — Гарри Гукасян. Свое вокальное мастерство и сценический опыт продемонстрировал в центральной парии Канио приглашенный гость, солист Мариинского театра Август Амонов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭВЕРЕСТ ВАГНЕРА

ИСПОЛНИТЕЛИ ГЛАВНЫХ ПАРТИЙ В ОПЕРЕ «ТАНГЕЙЗЕР» — АЛЕКСАНДР ШУЛЬЦ И ТАТЬЯНА СПАССКАЯ

Кульминационным событием «Бархатного сезона Одесской оперы» стало концертное исполнение «Тангейзера» Рихарда Вагнера, смелый проект главного дирижера театра Александру Самоилэ. Этот музыкант прекрасно понимает, что без произведений великого немецкого реформатора сегодня не может обходиться репертуар оперного театра, претендующего на то, чтобы считаться современным, а не плестись в хвосте и тиражировать устаревшие шаблоны, имитируя бурную деятельность. Вагнер — это лакмусовая бумажка, испытание на художественное мастерство главных составляющих оперного театрального организма, оркестра и хора. Вагнер является одновременно показателем уровня вокальной культуры, сбалансированности труппы, способности двигаться от распространенного классико-романтического репертуара вперед, к новациям мастеров ХХ в., чтобы дорасти до новых открытий, всячески стимулировать продвижение и развитие украинской оперной культуры.

Дирижер остановился на основных ключевых моментах вагнеровской партитуры в ее второй, парижской редакции 1861 г. Благодаря заново написанной и расширенной по сравнению с первичным дрезденским вариантом симфонической картине в гроте Венеры, в которую непосредственно переходит увертюра, все это грандиозное симфоническое вступление сразу демонстрирует зрелый вагнеровский оркестр во всем богатстве его красок, экспрессии, взрывной силе. Можно сказать, что концертное исполнение произведения началось с бенефиса одесского оперного оркестра и триумфа его руководителя. А в завершении звуковой роскоши Вакханалии отдаленное таинственное звучание хора уже обещало встречу и с этим коллективом, на который в партитуре «Тангейзера» приходится довольно большая нагрузка. Зная одесский хор и его возможности, можно было предположить, что Вагнера он преодолеет, соревнуясь в величественных хоралах пилигримов и триумфальном марше рыцарей с оркестровой звучностью, с кантиленой струнных, блеском медных и красками деревянных духовых инструментов. Так и произошло. Хор был полнозвучным и многокрасочным, вместе с оркестром обеспечил завершение всего вечера могучим утверждениям победы духа над соблазнами и искушениями, через которые пришлось пройти героям произведения.

Когда возникает вопрос, почему в наших театрах не ставятся произведения Вагнера, можно услышать ответ, что некому их петь, а триумфы украинских мастеров, которые когда-то прославились именно в вагнеровском репертуаре, остались в далеком прошлом. Нынешнее исполнение «Тангейзера» в Одессе полностью развеяло такое предубеждение. То, что Александр Шульц в совершенстве справился с партией главного героя, можно считать закономерным. Ведь он имеет европейский опыт и знаком с современными требованиями к вагнеровским голосам, среди которых важнейшим является драматичный тенор с насыщенным наполненным звуком. Возможно, если бы здесь не было такого исполнителя, этот престижный проект не возник бы и не реализовался. Однако настоящей сенсацией стало для меня выступление Татьяны Спасской в партии Венеры. Она показала себя совершенной вагнеровской певицей, продемонстрировала силу и насыщенность звучания, гибкость эмоциональных состояний, воспроизвела богатые нюансы чувств надменной богини любви, которая использует все женские чары, чтобы задержать возле себя певца-рыцаря, а когда это не удается, взрывается безудержной яростью и гневом.

В столкновении двух женщин, от которого зависело либо окончательное поражение, либо спасение мятежного главного героя, по сюжетной коллизии побеждает самоотверженная любовь целомудренной Елизаветы. Однако в данном варианте Т.Спасская-Венера победила свою соперницу. Скорее всего, одной из причин того, что образ Елизавети в исполнении прекрасной одесской примадонны Наталии Павленко несколько уступил в выразительности героини Т.Спасской является сокращение насыщенной драматической сцены соревнования певиц во втором акте. Ведь именно в этой сцене раскрывается мужество и сила характера Елизаветы, ее способность противостоять агрессии гневной толпы. Понятно, что в концертной версии нельзя было обойтись без купюр большого сложного произведения. Они коснулись тех сцен, где рядом с главными героями действует много второстепенных персонажей и где действенные функции приобретает хор (вторая картина первого действия, все, кроме исходной арии Елизаветы и торжественного Марша и хора в действии втором). Однако во всех эпизодах, которые прозвучали, была сохранена и выразительно подчеркнута дирижером целостность вагнеровской симфонической драмы, уникальная динамика непрерывного движения музыкальных событий.

Итак, после продолжительного перерыва Вагнер вернулся на одесскую сцену, пусть пока произведение его прозвучало в концертном варианте.

Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, музыковед, Одесса — Киев, фото предоставлены организаторами фестиваля
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ