25 ноября исполняется 90 лет со дня рождения известного украинского писателя и отца знаменитого композитора Владимира Ивасюка. Если искать идеального отца, то, наверное, лучшую кандидатуру, чем Михаил Григорьевич Ивасюк, найти трудно. Он очень любил своих троих детей и пытался во всем им помочь. Например, когда его сын Володя — будущий композитор, начал учиться в музыкальной школе, а писать еще не умел, то именно Михаил Григорьевич выполнял за сына письменные задания... Свою первую песню — «Колискова» — Владимир написал на отцовское стихотворение. Ивасюк-старший работал на филологическом факультете Черновицкого университета, к нему как к писателю часто обращались литературно одаренные студенты за консультацией. Они же, а в частности, Владимир Вознюк, Василий Бабух и Богдан Гура, стали впоследствии соавторами юного композитора, написав тексты к таким известным песням, как «Відлуння твоїх кроків», «Світ без тебе» и «Балада про мальви»...
История каждой из них очень интересна. Но случай, о котором пойдет речь, особый из особых, потому что Михаил Григорьевич, который принялся за написание песенного шедевра своего сына, вряд ли знал, насколько серьезно повлиял на эту историю. А было так. В 1972 г. первое свое произведение на стихотворение Р. Братуня молодой В. Ивасюк, тогда очень популярный композитор, написал песню «Коли між нами не було нічого». В то время Владимир учился на подготовительном отделении Львовской консерватории (класс известного композитора Кос-Анатольского, который в течение длительных лет сотрудничал с Братунем). В одном из писем к отцу Владимир писал, что показал педагогу песню, которую тот одобрил. Важная деталь: стихотворение композитор выбрал сам из одного сборника поэта. Впоследствии появилась еще одна песня «Неназване моє кохання». Обе впоследствии исполнила София Ротару. После переезда во Львов Ивасюк и Братунь продолжили творческое сотрудничество и стали близкими друзьями. Как-то, 6 или 7 сентября 1973 г. Владимир получил письмо от Ростислава Андреевича Братуня, который находился в Доме творчества в Ялте:
«Дорогой Володя! Как видите, я не бездельничаю в Крыму. Закончил два текста. Один из них — «Ватра» — мне представляется как молодежная песня. (…) А второй — шлягер! Так, для исполнителя на уровне вашего земляка Дмитрия Гнатюка, — написал Братунь. — Припев — в начале и в конце, а может, и после каждой из строф. Но лучше, мне кажется, чтобы середина шла сплошным лирически-драматическим монологом, а припев — молением в сопровождении женского вокализа. Приятно мне будет, если эти два стихотворения взволнуют вас и зазвучат, как песни».
В одном из своих последних интервью Владимир Ивасюк говорил: — Стихотворение мне понравилось своей в чем-то балладностью, своей такой интересной общей поэтической мыслью. И вместе с этим понравилось это стихотворение исполнителю еще до того, собственно, как я начал писать музыку».
Обратите внимание на дату письма — 1973 год. Время записи интервью на львовском радио — 1979 год. Если взять во внимание то, что, по словам композитора, песню он написал «в прошлом году», то есть в 1978, получается, стихотворение лежало в портфеле целых пять лет! И даже если «Жоржинне літо» — а стихотворение имело именно такое название, понравилось певцу Василию Зинкевичу, то что-то сдерживало композитора от работы над этим произведением.
Неизвестно, спрашивал ли Ростислав Андреевич композитора о судьбе этого стихотворения, потому что за это время Ивасюк написал множество песен на тексты Братуня, среди них — «Неназване моє кохання», «Ватра» и другие. А скорее всего, спрашивал, потому что «Жоржинне літо» появилось спонтанно и было вызвано неожиданным увлечением поэта.
Работая в Черновицком университете, Михаил Григорьевич Ивасюк руководил дипломными работами, причем делал это неформально. Так, осенью 72-го к нему обратилась одна студентка вечернего отделения (Татьяна Л.) с просьбой дать ей тему. Преподаватель предложил ей исследовать творчество поэта Ростислава Братуня. Студентка поехала во Львов, встретилась с Братунем, взяла интервью. Дипломную работу защитила весной 1973 года на «отлично». А когда Ростислав Андреевич в конце августа в этом же году собрался в Ялту, то построил маршрут так, чтобы заехать в Черновцы и встретиться с ней. А впоследствии Татьяна получила в подарок от поэта сборник «Одержимість» с дарственной надписью: «Дівчині з жоржинного літа»... Вскоре Татьяна вышла замуж, родила двоих детей. Она работала преподавателем, писала стихи, подбирала к ним мелодии. Не забывала посылать поздравления семье Братуня с праздниками. А когда в Черновцах открылся Музей Владимира Ивасюка, пришла со своими сокровищами в музей. Она рассказала, что в 73-м Ивасюк не написал музыку к песне. Возможно, потому, что был еще очень молод и не имел таких воспоминаний, как его старший товарищ. Но Владимир не отказался от «Жоржинного літа», не забыл о нем, показал стихотворение певцу Василию Зинкевичу, и тому оно очень понравилось.
— Стихотворение должно вызывать определенные мысли, эмоции, — подчеркнул композитор в последнем своем интервью. — Много, конечно, зависит от этого периода, потому что далее работа уже строится по тому плану, который составлен в период первичной работы над текстом, без инструмента. И это бывает по-разному в разных песнях. Это может длиться очень короткое время, но может и длительное. Даже время, которое измеряется годами...
Над «Жоржинним літом» композитор снова принялся за работу приблизительно во второй половине 1977 года. На этот период приходится время его наиболее активного сотрудничества с Ростиславом Братунем. В частности, Ивасюк пишет «Зустрічайте мене», «Юнацьку баладу», работает над «Зимовою казкою» и другими песнями (как подсчитал Братунь, они создали вдвоем свыше двадцати песен).
Для песен того периода характерен поиск новых музыкальных образов, новых выразительных средств и обобщений. Как указывает известный режиссер, звукорежиссер и друг Владимира — Василий Стрихович, обучение в консерватории положительно отразилось на творчестве: «Профессионализм Владимира рос, причем он рос очень заметно. Это было ощутимо, потому что по мелодичности, по сложности гармонии, по полифонии — это был не тот Ивасюк, не тот Володя, который был в «Червоній руті». У него появились в песнях и музыке философия и двойное восприятие. Это уже большое искусство».
Однако не только обучение в консерватории содействовало этому, но и, без сомнения, горький жизненный опыт, который получил художник в течение 1976—1977 гг., когда ему пришлось перенести унижение во время исключения из вуза и восстановления в учебном заведении. Поэтому в песнях Ивасюка уже слышится голос настоящего мужчины, способного на глубокие чувства и страдания...
Если стихотворение Братуня появилось в результате романтической встречи с юностью (в лице волшебной буковинки), то у Ивасюка должен был произойти какой-то случай, который побуждал его вернуться к «Жоржинному літу», которое пролежало в портфеле композитора три года. Что это было? Возможно, встреча с Людмилой Шкуркиной — первой любовью Владимира. Именно в этот период возобновляются их отношения и даже идет речь о браке.
Была еще одна встреча... Это произошло на 60-летнем юбилее отца — Михаила Григорьевича Ивасюка. Сначала были торжественные мероприятия в Мраморном зале Черновицкого университета — том самом, в котором в феврале 1972 года выжницкая «Смерічка» на передаче «Алло, мы ищем таланты» впервые исполнила «Водограй». На вечере выступила писательница Ирина Вильде, которую на отцовский юбилей пригласили Владимир, руководство университета, коллеги по перу из областной организации Союза писателей. А вечером Ивасюк-старший пригласил гостей в ресторан. Среди приглашенных была и поэтесса, журналистка Галина Тарасюк. Именно она написала о Владимире первую статью для газеты «Молодой буковинец», пророча молодому композитору большое творческое будущее. Как вспоминала Тарасюк, это произошло в конце сентября 1970 г. после триумфального выхода на телеэкраны его песен «Червона рута» и «Водограй». После публикации отношения между молодыми людьми не прекращались. Владимир и Галина часто общались, их разговоры были интеллектуально насыщенными и интересными... Но судьба развела этих талантливых людей. Только через 20 лет Галина, тогда уже известная писательница, узнала от отца композитора, что «Пiсня буде помiж нас» Ивасюка посвящена именно ей.
— К тому времени я уже была замужем, но пришла одна и, как бывает в компаниях, не очень удобно чувствовала себя без пары, — вспоминала Галина Тарасюк. — И не давало покоя присутствие Володи… По старой памяти. Он как будто почувствовал мое состояние и пригласил на танец. Был неожиданно солидный и серьезный… Расспрашивал, как живу, хороший ли муж? Когда я стушевалась и пожала плечами, вдруг сказал: «Тебе нужно отсюда выехать. Так — взмахнуть крылом и полететь...»
Это было 25 ноября 1977 года. А через несколько месяцев в передаче республиканского радио «От субботы до субботы» Владимир Ивасюк представил слушателям свою новую песню «Літо пізніх жоржин». Впоследствии ее записал Василий Зинкевич, и его исполнение очень нравилось композитору. Чуть позже ее исполнил Виктор Шпортько. В октябре 78 го на республиканском отчете молодых композиторов, в котором участвовал Ивасюк, эта песня прозвучала уже в исполнении певца Львовской оперы Игоря Кушплера.
«Исполненной тревоги и какого-то почти мистического предчувствия» назвал музыку «Літа…» поэт Ростислав Братунь. Сам композитор заявлял, что нашел новый интересный путь в современной музыке и новый музыкальный язык. По мнению Ивасюка-старшего, эта песня «отражает трагический дух личности ХХ века». Именно об этом читаем далее в воспоминаниях Галины Тарасюк: «…Была еще одна встреча — случайно, неожиданно. Зимой 1979 года. Вскоре я должна была стать матерью и вся так была встревожена из-за скользкой дороги, что почти столкнулась с Володей — он шел в компании одного черновицкого певца. Вид был у меня, конечно, не очень, и я поспешила перейти на другую сторону улицы. Когда оглянулась — Володя стоял и смотрел мне вслед… Теперь я понимаю — это было молчаливое прощание. И не потому, что между нами когда-то была нежная дружба. Мы были «друзьями по несчастью». Поколение 70-х»...
Последний песенный шедевр Владимира Ивасюка сегодня можно услышать в записях тех далеких лет, которые осуществил еще сам композитор. К сожалению, даже участники конкурсов имени В. Ивасюка (а их было 10) эту песню ни разу не исполняли. Очевидно, соискатели не рисковали браться за «Літо...», потому что здесь нужно продемонстрировать не только хорошие вокальные данные, но и передать особое ощущение содержания песни. Это удалось только двум певцам — Зинкевичу и Шпортько. Кстати, в 1982 г., когда песни Ивасюка почти не исполнялись в эфире, режиссер Лариса Масленок и оператор Геннадий Зубанов сняли «Літо пізніх жоржин» именно в исполнении Василия Зинкевича для телефильма «Времена года. Осень».
Сейчас «дівчина з жоржинного літа» живет в Черновцах. Перед ее домом всегда расцветают цветы... Михаил Григорьевич Ивасюк очень любил «Літо пізніх жоржин» и совсем не знал, что невольно именно он способствовал созданию этого песенного шедевра.