«Чудо-женщина» (Wonder Woman) – супергеройский фильм, основанный на одноименном комиксе американского издательства DC Comics.
Wonder Woman создал профессиональный психолог, изобретатель детектора лжи Вильям Марстон. 25 сентября 1940 года к нему пришла выпускница университета Тафтса, Оливия Бирн, чтобы взять интервью, которое вышло в журнале The Family Circle под названием «Не смейтесь над комиксами» и привлекло внимание издателя комиксов Макса Гайнеса. Последний, собственно, и нанял Марстона образовательным консультантом для компаний, позже объединившихся в DC Comics.
Изменилась и личная жизнь ученого. Он взаимно влюбился в Оливию, а жена Вильяма, Элизабет, приняла Оливию как члена семьи, и они до самой смерти мужа жили втроем. Именно у Элизабет возникла идея создать Чудо-женщину. Марстон лелеял идею нового типа супергероя, который побеждал бы не только кулаками, но и любовью. «Очень хорошо», – сказала Элизабет. – «Но сделай ее женщиной». Кстати, сам Марстон имел феминистические убеждения. Он разработал образ Чудо-женщины, опираясь на черты Оливии, Элизабет, других эмансипированных женщин.
До смерти Марстона (1947) истории Wonder Woman писались им, а рисовались Гарри Питером. Диана стала одним из самых популярных персонажей Золотого времени комиксов. Впрочем, только в 2014 году было объявлено о первой экранизации. Режиссером пригласили 46-летнюю Петти Дженкинс, дебютировавшую триллером о женщине-серийной убийце «Монстр» (2003).
Завязка в основном напоминает оригинальный сюжет. Принцесса амазонок Диана (израильтянка Галь Гадот), которая живет на острове Темискира и имеет исключительную воинскую подготовку, вытаскивает из воды американского летчика-разведчика Стива Тревора (Крис Пайн) после падения его самолета. Узнав от него о Первой (в комиксе – Второй) мировой войне, она покидает дом, чтобы убить бога войны Ареса, которого считает виновником бойни. Диана изображена как идеалистка, убежденная, что люди по своей природе – добрые, а агрессия и войны – наваждение Ареса. Воевать ей приходится на стороне британской армии против немцев, которые вынашивают план уничтожения миллионов людей с помощью отравляющих газов.
Самые увлекательные сцены – батальные. Цех спецэффектов отработал отлично, как и композитор Руперт Грегсон-Вильямс, который написал ударную, экспрессивную музыку, идеальную для боевых эпизодов. В первой половине фильма также рассыпаны довольно меткие шутки (вроде фразы Дианы в адрес раздетого после купания Тревора – «Эта маленькая штука тобой руководит?» – причем, непонятно о чем разговор: о ручных часах или о кое-чем другом) и остроумные ситуации межцивилизационных недоразумений.
Все ухудшается, когда авторы укладывают Диану и Стива в постель. Обязательная любовная линия между героем и героиней – прием банальный, затертый, но навязываемый продюсерами патриархального кино в качестве догмы; в феминистическом по замыслу боевике он выглядит весьма некстати. Дальше – хуже. Образ Дианы не поддержан другими женскими персонажами. Пафоса прибавляется, юмор испаряется, банальности сыплются как из мешка – чего стоит только разделение на хороших англичан и плохих немцев. Проявляются элементарные сюжетные несогласованности наподобие самоподрыва Стива в самолете, напичканном химическими бомбами, хотя ведь только что говорили, что, не дай бог, этот груз взорвется – вымрет чуть ли не пол-Европы. Диана действует в глубокой распутице, среди огня и взрывов, лазит в окопах – однако на ее теле не только ни одной царапины, но даже пятнышка грязи нет. А когда героиня без противогаза блуждает в туче боевого газа, а затем ведет задушевный разговор с так же незащищенным Стивом на границе пораженной территории, это уже смахивает на автопародию. В целом, сцены диалогов выглядят просто как затянутые склейки между вспышками боевой акробатики. А в итоге получается очень дорогостоящее, но непритязательное развлечение с содержанием на уровне подросткового мультика.
Почему так не повезло «Чудо-женщине» – можно только догадываться. По-видимому, индустрия кинокомикса еще не готова достойно показать свободных, независимых, сильных женщин (кстати, интересная деталь – все сценаристы и 8 из 10 продюсеров проекта – мужчины).
Остается только надеяться на продолжение. На то, что авторы следующей части цикла поймут, что сейчас начало ХХІ, а не ХХ века.
Автор благодарит дирекцию кинотеатра «Киев» за содействие в работе над рецензией.