Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Оскар»-2007: между войной и мюзиклом

26 января, 2007 - 00:00

«Оскаровский» марафон вышел на финишную прямую: в Лос-Анджелесе объявлены номинанты на эту, наравнес «Золотой пальмой»Канн, самую престижную в мире кинопремию.

Согласно традиции честь огласить список претендентов доверяется президенту Американской киноакадемии и кому-либо из звезд. Соответственно, список номинантов на пресс-конференции в здании Академии на Уилшир-бульваре в Беверли- Хиллз зачитали президент Сид Гэйнис и актриса Сельма Хайек. Они огласили имена номинантов в 10 из 24 категорий — по пять в каждой. Имена остальных номинантов были представлены журналистам в письменной форме и размещены в интернете.

Сразу следует сказать о родных постсоветских пенатах, чтобы больше к этому не возвращаться. Здесь ситуация неизменна: ни лента российского режиссера Федора Бондарчука «9 рота», ни мелодрама украинки Оксаны Байрак «Аврора», выдвигавшиеся на соискание премии, не попали уже и в предварительный, короткий лист претендентов на «Оскар». И это справедливо. Потому что «оскаровская» история обоих фильмов — яркий образчик того, как абсолютно раздутым, ничем не подкрепленным амбициям пытаются придать хоть какой-то реальный вес. Особенно это касается фильма Байрак — весь сюжет его «выдвижения» явил изумленной кинообщественности просто ослепительный набор непрофессионализма, подтасовок, бездарности и элементарной наглости. Беспокоит только то, что сия не в меру плодовитая дама в следующем году вновь снимет фильм, и найдется глупая чиновничья голова, которая вновь начнет эту чушь куда- то выдвигать…

Обладатель одной статуэтки уже известен. Специальную награду Американской киноакадемии получит итальянский композитор Энио Морриконе, который также вошел в число лауреатов почетного «Оскара», вручаемого за вклад в развитие кинематографа. «Жюри Киноакадемии приняло во внимание не только количество фильмов, музыку к которым написал Морриконе, но и тот факт, что многие из них любимы публикой и стали истинными шедеврами кино», — сказал президент киноакадемии Сид Ганис. Имя 78-летнего композитора стало чуть ли не синонимом Голливуда. За свою 45- летнюю карьеру он написал музыку более чем к 300 кинокартинам. Ранее он пять раз номинировался на «Оскар» как лучший композитор за фильмы «Дни жатвы» (Days of Heaven, 1978), «Миссия» (The Mission, 1986), «Неприкасаемые» (The Untouchables, 1987), «Багси» (Bugsy, 1991) и «Малена» (Malena, 2000).

Судя по обнародованным претендентам, главной интригой нынешней церемонии раздачи «Оскаров» станет соперничество двух принципиально разных — даже не фильмов, а взглядов на кинематограф. Ведь по числу номинаций лидируют музыкальный фильм «Девушки мечты» — в восьми категориях и социально-политическая драма Алехандро Гонсалеса Иньяриту «Вавилон» — претендует на 7 статуэток, причем шансы последней предпочтительнее — в этом месяце она уже получила от прессы премию «Золотой глобус». Учитывая, что по 6 номинаций получили картины «Королева» (Британия) и «Лабиринт Фавна» (Испания — Мексика — США), вырисовывается определенная тенденция. Впрочем, сначала следует представить полный список основных номинаций.

За звание «Лучший фильм года» будут бороться картины «Королева» (The Queen) Стивена Фрирса, «Письма с Иводзимы» (Letters from Iwo Jima) Клинта Иствуда, «Маленькая мисс Счастье» (Little miss Sunshine) Джонатана Дейтона, «Отступники» (Departed) Мартина Скорсезе и «Вавилон» (Babel) Алехандро Гонсалеса Иньяриту.

Лучшими режиссерами претендуют быть Мартин Скорсезе («Отступники»), Стивен Фрирс («Королева»), Алехандро Гонсалес Иньяриту («Вавилон»), Клинт Иствуд («Письма с Иводзимы»), Пол Гринграсс («Рейс-93» — United 93).

В номинации «Лучшая актриса» в этом году представлены Хелен Миррен («Королева»), Кейт Уинслет («Маленькие дети»), Джуди Денч («Записки об одном скандале»), Мерил Стрип (Дьявол носит Prada»), Пенелопа Крус («Возвращение»), а лучшим актером могут признать Леонардо ди Каприо («Отступники»), Фореста Уитакера («Последний король Шотландии»), Питера О’Тула («Венера»), Уила Смита («Погоня за счастьем»), Райана Гослинга («Половина Нельсона»).

В категории «Лучшая женская роль второго плана» номинированы Адриана Барраца («Вавилон»), Абигейл Бреслин («Маленькая мисс Счастье»), Кейт Бланшет («Записки о скандале»), Дженнифер Хадсон («Девушки мечты») и Ринко Кикучи («Вавилон»). Среди мужчин в аналогичной категории представлены: Алан Аркин («Маленькая мисс Счастье»), Эдди Мерфи («Девушки мечты»), Марк Уолберг («Отступники»), Джеки Эрл Хэйли («Маленькие дети»), Джимон Хаунсу («Кровавый алмаз»).

В номинации «Лучший оригинальный сценарий» выдвинуты картины «Королева», «Вавилон», «Письма с Иводзимы», «Маленькая мисс Счастье» и «Лабиринт Фавна». А вот в категории «Лучшая сценарная адаптация» номинированы картины «Отступники» («The Departed»), «Маленькие дети» (Little Children), «Записки об одном скандале» («Notes On A Scandal»), «Дитя человеческое» («Children Of Men»), а также скандальная комедия «Борат! Изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» британского комика Саши Барона Коэна, сыгравшего в этом фильме главную роль.

Среди иностранных фильмов за право завоевать «Оскар» будут бороться германский фильм «Жизни иных» («The Lives of Others»), алжирские «Дни славы» («Days of Glory»), мексиканский «Лабиринт Фавна» («Pan’s Labyrinth»), датско-шведская лента «После свадьбы» («After the Wedding»), канадская «Вода» («Water»).

В номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм» представлены хорошо знакомые украинским зрителям «Тачки» («Cars»), «Делай ноги» (или «Веселые ножки» — «Happy Feet») и «Дом-монстр» («Monster House»).

Если, вновь-таки, сосредоточиться на лидерах, то первое, что бросится в глаза — все эти фильмы объединены темой человека в Истории. Маленький — действительно маленький, беззащитный человек в самом эпицентре того «объективного процесса», что перемалывает — с помощью кровавых войн, тоталитарных режимов или социального неравенства — целые народы и страны. Очевидно, война в Ираке ощутимо влияет на умонастроение кинематографического сообщества. Сразу две военных драмы в числе основных претендентов — это действительно много. Клинт Иствуд своими «Письмами с Иводзимы» представляет вторую часть дилогии, начатой «Флагами наших отцов»; однако, если во «Флагах» японо-американский конфликт показывался с точки зрения соотечественников режиссера, то «Письма» сняты на японском языке и с японскими актерами. Вышеупомянутый «Лабиринт Фавна» (режиссер — Гильермо дель Торо) — трагическая история времен гражданской войны в Испании. Маленькая героиня, чья мать вышла замуж за жестокого приспешника франкистского режима, ищет спасения от ужасной реальности в выдуманном ею самою сказочном мире. А очень достойный фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь иных» — это уже о войне, которую коммуничесская власть ГДР вела против собственного народа. Точнее, о солдатах этой войны — работниках спецслужб, в одном из которых вдруг просыпается что-то вроде раскаяния…

Впрочем, если речь идет о наших днях или даже будущем, взгляд кинематографистов — или, точнее, отборочного жюри Академии — столь же безрадостен. Тот же «Вавилон» — это, по сути, фильм-обвинение западной цивилизации в преступном равнодушии к страданиям людей третьего мира. В антиутопии Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» разницы между бедным Югом и богатым Севером уже нет вообще — ввиду глобального кризиса, охватившего планету от полюса до полюса. А претендент на звание лучшего режиссера Пол Гринграсс даже не стал придумывать фантастические сюжеты — просто реконструировал в своем «Рейсе-93» события на борту того самого самолета, что, также захваченный террористами, разбился 11 сентября 2001 года под Питтсбургом: «третий мир» вступил в непосредственную схватку с «первым». Но даже если на дворе — относительно мирное время, жернова истории все так же неумолимы, хоть и вращаются неслышно. «Королева» Стивена Фрирза — повествование о тех тяжелых днях, что пережил царствующий в Британии дом Виндзоров после смерти принцессы Дианы. Фрирз — не самый выдающийся фильммейкер, но актерский ансамбль (жаль, что нет приза за такую совокупную работу) собрал исключительный. И в первую очередь это касается исполнительницы главной роли — Хелен Миррен. Она, действительно, настоящая королева этого фильма. Такой тонкой работы, таких нюансов мимики, жеста, речи, такой, в целом, культуры игры не доводилось видеть давно. Ей удалось сыграть и полную достоинства царствующую особу, и просто женщину в кругу семьи — мать, бабушку, дочь. Иногда даже кажется, что настоящая Елизавета II намного менее убедительна. Если «Оскар» за лучшую женскую роль дадут другой претендентке — тогда Киноакадемию следует распустить за ненадобностью.

В любом случае, лидерство мюзикла на фоне проблемного кинематографа — это уже вопрос мировоззреческий. Чему отдать предпоочтение — картине, что отвлекает от волны бед и катастроф, захлестывающих мир, или фильмам, что об этих бедах даже не предупреждают, а вопиют? Результат будет известен через месяц. Показы фильмов-номинантов для членов Киноакадемии, участвующих в отборе победителей, начнутся 27 января и пройдут в Голливуде, Сан- Франциско, Лондоне и Нью- Йорке. 79-я церемония вручения «Оскара», состоится 25 февраля в кинотеатре «Кодак» в Лос-Анджелесе и будет транслироваться в прямом эфире.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ