«Все началось с того, что в новостях я увидел сюжет о социальном работнике, который использовал лазейки в законе в своих корыстных целях» — так, по словам британского режиссера Джея БЛЭЙКСОНА, появилась идея фильма I Care a Lot (буквально «Мне совсем небезразлично»), который показывают в Украине под названием «Аферистка» — хотя, учитывая содержание и оригинальное название, больше подошло бы «Заботливая».
Начинается эта черная, если не сказать, жестокая комедия закадровым монологом о том, что мир делится на добычу и хищников. Та, что говорит, уверена, что она — «львица». Когда Марла Грейсон (Розамунд ПАЙК) появляется перед камерой, то сам ее внешний вид свидетельствует: это уверенная в себе хищница в черных очках. Которая, если надо, может надеть личину невинного агнца. Такое — очень органичное — преображение с ней происходит в суде, куда она приходит, чтобы получить опеку над очередным пожилым человеком как недееспособным. Причем человек может быть вполне в сознании, но с помощью подкупленной медработницы Марла всегда имеет нужную бумажку. Благодаря вышеупомянутым лазейкам в законе можно отстранить от опеки даже прямых родственников. Средства и недвижимость подопечных переходят во владение опекунши. Такая вот замечательная схема.
И все работает как по маслу, пока в когтях у заботливой аферистки не оказывается некая Дженнифер (Даян ВИСТ) — родная мать главаря русской мафии Романа Лунева, чокнутого и безжалостного, как все главари. Тут и начинаются неприятности. Но не на ту напали.
Собственно, мафиози и отвечают почти за всю комедийную линию. Подручные Лунева — редкостное сборище болванов, недотеп и придурков. Горе-бандиты неспособны даже втроем освободить Дженнифер из дома престарелых. А самый странный и несколько сомнительный ход — это, собственно, личность Лунева. Играет его Питер ДИНКЛЭЙДЖ — тот самый низкорослый умник Тирион Ланнистер из «Игры престолов». Не вполне понятно, почему на роль антигероя Джей Блэйксон выбрал именно его. Конечно, здесь есть сугубо прагматичный расчет на то, что в кино пойдут фанаты актера. Криминалитет в соответствии с требованиями жанра стоит изображать саркастически; но делать антагонистом маленького человека — некоторый перебор.
В пользу Блэйксона свидетельствует то, что он не использует физическую особенность Динклейджа как повод для насмешек над его персонажем. Лунев противостоит Марле как сильный — сильной. Причем явно ее недооценивает, что играет с ним злую шутку.
В целом, сюжет слаженный и закрученный. Марла прет как танк, ломает судьбы и семьи, не боится никого и ничего. Пайк играет столь образцовую негодяйку, что невольно вспоминаешь другую злоумышленницу в ее исполнении — предательницу Джеймса Бонда в «Умри, но не сейчас» (2002). Правда, в определенные моменты кажется, что режиссер (он же сценарист) откровенно подыгрывает Марле, регулярно используя прием Deus ex machina — когда персонаж избегает беды по стечению счастливых драматургических обстоятельств. Но это скорее обманчивый ход, делающий развязку особенно неожиданной.
Положительных героев и героинь здесь нет; всем сочувствуешь и всех ненавидишь поровну. Все весело и увлекательно; все ярко и эксцентрично. Вплоть до финала накапливается правота Марлы: действительно, похоже, что миром управляют хищники и питаются они беспрепятственно. Пока один резкий, крутой поворот не разбивает вдребезги эту плотоядную философию. Потому что есть еще в мире просто люди. Которым ничто человеческое не чуждо. В том числе боль и гнев.
Даже самой смиренной добыче тоже иногда бывает не все равно.
А когда добыче становится не все равно, хищникам лучше бежать.