Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Осторожный смех

«Как не стать порохом» — первая премьера сезона «Золотых ворот»
15 ноября, 2016 - 17:31
ГОЛОВНЫЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ ИГРАЮТ АКТЕРЫ ИННА СКОРИНА-КАЛАБА И ДМИТРИЙ ОЛИЙНЫК. СЛЕДУЮЩИЙ ПОКАЗ СОСТОИТСЯ 24 НОЯБРЯ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Комедию венгерского драматурга Дердя Шпиро поставил режиссер Ивано-Франковского музыкально-драматического театра Орест Пастух. Стоит отметить, что художественный руководитель театра «Золотые ворота» Стас Жирков уже третий год подряд держит слово и приглашает к сотрудничеству молодых и перспективных режиссеров. Герои сатирической пьесы Шпиро заговорили с сильным галицким акцентом и интеллигентно намекнули всем, что действие происходит не в Шенгенской зоне, а совсем-совсем рядом...

По капризной фантазии авторов спектакля, малоимущая семья вдруг оказывается в эпицентре неслыханного счастья. Глава семьи (Дмитрий Олийнык), который работает грузчиком, неожиданно для всех выигрывает в лотерею сумму с восемью нулями! Вместе с женой (Инна Скорина-Калаба) он пытается представить себе их завтра с этой нереальной кучей денег, которые, конечно же, открывают двери в другой мир. Можно, наконец, купить телефон и телевизор... Хотя нет. Что этот телевизор? Можно купить виллу на берегу теплого моря или даже целый остров!

Мечты героев начинают, словно ласточки, витать в облаках. Однако каждый раз после очередного головокружительного виража желаний героев, словно паралич, охватывает страх. А вдруг лотерейный билет украдут? А если не украдут бумажку, то непременно ограбят позже. Или обманут. Или безумные деньги испортят детей. Или их просто убьют те, кто точно знает, на что потратить их деньги. Эти «или» преумножаются с безумной скоростью, чтобы в конце концов заставить героев срочно учиться оптимизму. Правда, безуспешно.

Дердь Шпиро, а за ним и театр создает некую красноречивую метафору посттоталитарного, постсоветского общества, которое бредит реформами и «повышением социальных стандартов», но в глубине души упорно считает: все перемены только к худшему. Вот и в спектакле наряду с супругами существует в параллельной реальности покойный отец (Андрей Полищук) — некое неугомонное привидение если и не коммунизма, то «развитого социализма», поддельно волшебного времени, когда дешево стоило все, а дешевле всего — человеческая жизнь. Зато в финале спектакля на сцене появляются двое детей-подростков и саранчой налетают на скудный ужин... Пунктиром очерчивая разные поколения одной семьи, Орест Пастух иронизирует: мы не осмеливаемся попрощаться с прошлым и почти ничего не делаем, чтобы приблизить будущее.

Едва ли не каждую комедию можно осуждать за нехватку позитивных героев: мол, а как же волонтеры, менеджеры, предприниматели, художники нового поколения, в конце концов те, кто удерживает оборону на восточной границе государства? Разве они не искренни в своих намерениях переобустроить страну? Конечно, из любого грустного правила есть немногочисленные исключения. Но «Как не стать порохом» претендует на формулировку потайных фобий нынешнего численного большинства. Время от времени в глубине сцены приоткрываются двери, за которыми тьма и обильный ледово-студеный снег (художник Мария Крутоголовая). Ну, как ты сбежишь в эту черную дыру? Как убедишь себя, что именно там, возможно, за ближайшим заносом тебя ждет лучшая судьба?

Истощенный сомнениями, ужасающими картинами грядущего, возмущенный собственной нерешительностью, окончательно разуверенный в каких-либо перспективах, герой Дмитрия Олийныка выбегает из дома в неприязненный холод и кричит проклятия сильным мира сего. Такой нежный взрыв гнева, который даже не претендует на то, чтобы быть услышанным, должен был натолкнуть на мысль: мы не тех обвиняем в своих бедах. И хотя часть вины, откровенно уголовной, лежит и на власть предержащих, в конце концов, во всех своих неурядицах, порожденных упрямым нежеланием смотреть правде в глаза, мы должны бы винить сами себя. По крайней мере, чувствовать собственную за них ответственность.

Ирина ЧУЖИНОВА, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ