В этом году «первая сцена» нашей страны, легендарный творческий коллектив отмечает юбилей. Официальный день рождения франковцев — 28 января. К этой знаменательной дате Национальный банк Украины уже сделал подарок артистам и нумизматам — ввел в обращение монету «100 лет Национальному академическому драматическому театру имени Ивана Франко», которая есть в двух вариантах: серебре и нейзильбере (сплав меди и цинка). Обе имеют одинаковый дизайн, но разный тираж, ценность и номинал. Серебряный 10-гривневый экземпляр выйдет в количестве 2,5 тысячи штук, из нейзильбера — 35 тысяч штук номиналом пять гривен. Одна серебряная монетка будет стоить коллекционерам 1 153 гривни, из нейзильбера — 51 гривню. Их можно приобрести в память о знаменательном юбилее. С руководителем франковцев Михаилом Захаревичем мы поговорили о становлении театра, знаковых фигурах, творческих поисках и экспериментах, о прошлом, настоящем и будущем.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
— 28 января 1920 года — официальная дата рождения Театра им. И. Франко. Каким спектаклем начался творческий отсчет франковцев?
— Знаете, все начиналось с целого ряда спектаклей — больше 20! Сразу был взят мощный старт, и это были преимущественно произведения современной и европейской драматургии, — говорит Михаил ЗАХАРЕВИЧ. — Если говорить о стратегии формирования нового театра, то в первом сезоне была заложена программа последующего развития театра на многие годы. И эту линию соблюдал Гнат Петрович Юра, один из основателей и руководителей Театра им. И. Франко. Потому что в репертуаре коллектива классические и современные произведения всегда были и есть в приоритете.
Напомню, Театр имени Ивана Франко был основан в Виннице в 1920 году частью актеров Молодого театра во главе с Гнатом Юрой и актерами Нового Львовского театра во главе с Амвросием Бучмой. Объединившись, актеры образовали театральный коллектив под названием «Новый Драматический театр имени Ивана Франко», руководителем которого избрали Игната Юру. Фактически, театр создали молодые: Гнату Юры было 32 года, его жене Ольге Рубчакивне — 17, Амвросию Бучме, Алексею Ватуле — 29, Феодосии Барвинской — 22 года!
Большой резонанс вызывала постановка Г. Юры «Грех» по В. Винниченку, и как раз премьерой этого спектакля франковцы открыли свой первый сезон 28 января 1920 года. В афише были такие представления: «Суета», «Иван Гус», «Великий льох», «Лилея», «Сон», «Житейское море», «Свадьба Фигаро», «Гайдамаки», «Мирандолина», «Черная пантера и Белый медведь», «Ревизор», «Самсон и Далила» и другие. Кстати, в первый сезон существования театра на его сцене большую часть репертуара составляли пьесы Владимира Винниченко. А в «Свадьбе Фигаро» Бомарше, Юра выступил в трех ипостасях, как переводчик, режиссер и исполнитель главной роли. Даже удивляет, как много молодой творческий коллектив успел сделать.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРА ВСЕГДА БЫЛА И ОСТАЕТСЯ СЛОЖНОЙ»
— В то время большая труппа была?
— Небольшая. 17 человек организовали театр. Были и такие, кто приходил и уходил, а затем опять возвращались. Нужно отметить, что период становления был чрезвычайно творческим, но и тяжелым и неуверенным. В 1921 году Амвросий Бучма с группой артистов выехали в Херсон. Там хотели создать Новый театр им. И. Франко. Но им это не удалось сделать, потому что в то время началась засуха, а затем голод — и они вернулись. Кстати, из-за нехватки творческого состава Гнат Петрович вынужден был пригласить в театр своих родственников — братьев. Стадия организации театра всегда была и остается сложной. Юра думал, что Петлюра, глава Директории УНР, даст в Виннице ему помещение стационарного театра, но этого не случилось, и он поехал в Черкассы (впоследствии этот факт ему помог в советские времена, когда начались репрессии). Хотя, как свидетельствует история, в контрах с Симоном Петровичем он не был и даже стал режиссером юбилея Петлюры.
ГНАТ ЮРА
«МАНЕВРЫ»: КИЕВ — ХАРЬКОВ, ХАРЬКОВ — КИЕВ
— Михаил Василевич, вы являетесь автором серьезной монографии «Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко. Динамика социокультурных преобразований 1920—2001 годов». Три четверти биографии франковцев приходится на тяжелое время большевистского тоталитаризма. Что вас поразило, работая в архивах? Какие страницы удивили или стали откровением?
— Поразило то, что в 1936 году Гнат Юра поставил «Дона Карлоса» Ф. Шиллера (художником был Анатолий Петрицкий), а в 1937-ом в афише его театра появился спектакль «Борис Годунов» А. Пушкина (постановка Бориса Сушкевича), за которые во время сталинизма можно было попасть на Соловки, потому что речь в тех спектаклях шла о диктаторах. В то время с пострадал его коллега Лесь Курбас, основатель театра «Березиль», а Гнату Петровичу повезло, что в августе в 1936 г. он передал руководство театром Кириллу Гетьману, который до этого работал директором Одесской оперы, потом возглавлял комитет по культуре в Харькове, а в 1937-ом его расстреляли в Быковне как «врага народа». Поразило меня и то, что практически все тогдашние завлиты тоже были репрессированы или расстреляны. То есть те, кто формировал творческую политику, уничтожались тогдашней властью, и это очень сильно ударило по развитию театров в Украине.
АМБРОСИЙ БУЧМА
Напомню, в 1926 году франковцев перевели в столицу, а из Киева театр «Березиль» перевели в Харьков. Этим занимался известный поэт и тогдашний заместитель председателя Совета Министров УССР Николай Бажан, а в 1943 г. Николай Платонович поставил перед ЦК вопрос, чтобы Театр им. И. Франко опять вернуть в Харьков, а «березильцев», которые в то время уже стали Театром им. Т. Шевченко — в Киев. Я начал разбираться, почему Бажан лоббировал этот вопрос, и оказалось, что он, когда Лесь Курбас работал со своим театром в Умане, играл некоторые эпизодические роли, и потому использовал свое влияние, чтобы опять изменить «прописку» двух коллективов. Но Гнату Юре удалось убедить тогдашних чиновников о нецелесообразности таких «маневров».
Поразило то, что гастроли франковцев в Москву в 1941 году совпали с лихолетьем войны. Но благодаря Г. Юре удалось эвакуировать коллектив сначала в Тамбов. Он приложил максимум усилий, чтобы часть труппы, которая тогда осталась в Киеве, тоже вывезти и объединить коллектив. В переписке с министерствами культуры УССР и СССР, ЦК он добился того, чтобы франковцам предоставили вагоны, и удалось вывезти не только людей, но и имущество (декорации, костюмы). С 1941 по 1944-й труппа работала в эвакуации — в Семипалатинске и Ташкенте. Напомню, что три фронтовых бригады наших артистов выступали на передовой и в госпиталях.
Знаете, Гнат Петрович, кроме большого режиссерского и актерского таланта, был потрясающим организатором. Сын Юры мне рассказывал, что Никита Хрущев, секретарь ЦК ВКП(б) считал, что Гната Петровича от репрессий уберегла... война, потому что трижды «петля» ареста затягивалась на шее Юры, и в четвертый раз его Хрущев уже не смог бы уберечь . А фатальным для художника стало сотрудничество с известным драматургом Александром Корнейчуком и приглашение в труппу актера и режиссера Марьяна Крушельницкого, что впоследствии сломало Гнату Петровичу творческую судьбу... потому что началось двоевластие между новым главным режиссером и художественным руководителем, наподобие, как у коллег во МХАТе между Немировичем-Данченко и Станиславским. Ничего хорошего из таких кадровых изменений ни для коллектива (потому что начались интриги, споры), ни для артистов это не принесло. Последние пять лет жизни, как рассказывал сын Юры, пенсионер Гнат Петрович был в депрессии, часто сидел на балконе (ул. Ольгинская, 2) и с грустью смотрел на театр, который создал и с которым его разлучили. Он умер 18 января 1966 года, похоронен на Байковом кладбище.
ЛЕСЬ КУРБАС
«ТВОРЧЕСКИЕ СТИЛИ ЛЕСЯ СТЕПАНОВИЧА И ГНАТА ПЕТРОВИЧА БЫЛИ РАЗНЫМИ»
— Правда ли, что Лесь Курбас и Гнат Юра были антагонистами?
— Это сейчас делают такие выводы из обстоятельств того непростого времени. Я этим вопросом занимался. Не думаю, что Юра был врагом Курбаса. Хотя Гнат Петрович и подписал то «злополучное письмо», есть в архиве и подпись молодого артиста Борщагивского. Я сдал эти два документа на стилистическую экспертизу, и оказалось, что они написаны одной рукой! Юра не был большим писакой, а студент Борщагивский не мог за Гната Петровича писать. Вот и получается, что это было какое-то третье лицо... а документальными являются только подписи. Именно те письма и приводят как пример, что Курбас и Юра были антагонистами, но есть и другие материалы. Так, после похорон легендарного актера и режиссера Николая Садовского 7 января 1933 года в Киеве Лесь Степанович и Гнат Петрович встретились. На то время у Курбаса уже были проблемы в Харькове, и Юра пригласил его работать в свой театр. Если бы они были врагами, то Гнат Юра не предложил, зная о том, что большевистская власть все делает для того, чтобы наказать Курбаса за его проукраинскую позицию. Но Лесь Степанович отказался и уехал работать в Москву к С. Михоэлсу, и там его арестовали... а затем он попал в Сандармох и был расстрелян в 1937 году... Не надо забывать и о том, что из-за курбасовского клейма «врага народа» актеры театра «Березиль» были запятнаны перед большевистской властью, но Юра немало актеров забрал в Киев потому что понимал ценность этих артистов. Напомню, в Театре им. И. Франко работали такие звезды курбасовского театра как Наталия Ужвий, Амвросий Бучма, Дмитрий Милютенко, Марьян Крушельницкий и другие. Хотя творческие стили Леся Степановича и Гната Петровича были совсем разными. Юра пригласил Бориса Глаголина — авангардиста, который работал в 1924—1926 гг. в Харькове в Украинском драматическом театре им. И. Франко (в 1928 г. он эмигрировал за границу, работал в Голливуде, США). Нужно отметить, что Гнат Юра привлекал интересных личностей: не только актеров и режиссеров, но и художников. К юбилею мы выпустили книжку «Сценография. Поиски собственной эстетики. 1920-2020», первый раздел которой знакомит с самобытными художниками 1920—1930-х, их творческими поисками, которыми было оформлены спектакли, а также можно проследить о влиянии европейского ар-деко и отечественного супрематизма. Гнат Петрович не был ретроградом, несмотря на то, что исповедовал социалистический реализм, систему переживания актеров, был поклонником МХАТа, но все это не значит, что он враждебно относился к Курбасу.
СЕРГЕЙ ДАНЧЕНКО БОЛЬШЕ ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ СОЗДАВАЛ СВОИМИ СПЕКТАКЛЯМИ УКРАИНСКИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР
«НАША МИССИЯ — ЗНАКОМИТЬ ЗРИТЕЛЕЙ С ТВОРЧЕСКИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ФРАНКОВЦЕВ»
— В начале творческого становления коллектива был так называемый «путешествующий период» (1920—1923 гг.). То есть, гастрольная деятельность закалила франковцев. Есть ли в настоящее время у вас планы выступать в разных городах?
— Действительно первые годы своего существования театр много путешествовал по городам и селам центральной Украины. А красноречивым фактом в борьбе за существование стало выступление Гната Юры на премьере «Свадьба Фигаро» в Виннице, где присутствовали представители правительства УНР и где актер заявил, что в подобных условиях, которые созданы для франковцев, ни один театр существовать не может! И только жажда к работе, невероятная преданность сцене тогда спасли театр. Невзирая на неурядицы, Гнат Юра работал над «Лорензачче» де Мюссе, состоялась премьера «Овечьего колодца» Лопес де Вега, актеры репетировали «Лісову пісню» Леси Украинки, а еще были гастроли. Театр поехал на Донбасс в... товарном вагоне, франковцы жили в полуразрушенном здании в Юзовке. Тогда помог художник театра, один из его основателей Матвей Драк, который с 1920-го до 1949 года вместе с Гнатом Юрой создал немало спектаклей.
В настоящее время, тоже у нас сложные времена, но мы ежегодно продолжаем свою гастрольную деятельность. Мы показываем свои резонансные спектакли в разных городах: принимаем участие в фестивалях и самостоятельно организуем показы, потому что считаем, что как национальный театр и «первая сцена Украины», как нас называют критики, наша миссия — знакомить зрителей из разных городов страны с творческими достижениями франковцев.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ БОГДАН СТУПКА С 2001-ГО ПО 2012 ГОД ВОЗГЛАВЛЯЛ ТЕАТР КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
В этом году собираемся поехать в прифронтовую зону (кстати, это не первый выезд нашего коллектива на восток). В планах — выступления в Запорожье, Мариуполе и в Северодонецке. Гастроли пройдут на протяжении трех недель в сентябре. А летом, в июне, хотим провести Международный театральный фестиваль и пригласить в Киев ведущие национальные театры разных стран. В последнее время мы являемся постоянными участниками самых разнообразных Международных театральных фестивалей. В настоящее время нас пригласили показать в рамках основной программы Гданьского Шекспировского фестиваля спектакль «Кориолан» (эта постановка Дмитрия Богомазова за одноименным произведением Шекспира уже получила четыре главных награды на VIII Международной Театральной Премии Академии, Акт Авард в Китае). В Литве, в г. Клайпеда состоится престижный театральный форум, куда нас также пригласили. Спектакль «Лимерівна» (режиссера Ивана Уривского) представим в Венгрии на фестивале МИТЕМ. Кроме этого, еще идут переговоры относительно показа пяти наших спектаклей на гастролях в Венгрии, сегодня мы определяемся с программой.
— Официальные празднования вы решили перенести на май. Хотя 100-летний юбилей ваш прославленный коллектив потихоньку отмечает уже целый сезон.
— Юбилей — это не только праздник для нас, франковцев, а прежде всего, для публики, ради которой мы работаем. История коллектива вписалась в историю Украины. Напомню, в 1919 г., когда объединилась Левобережная и Правобережная Украина, группа актеров во главе с Гнатом Юрой поехала в Каменец-Подольский и там объединилась с западной группой Амвросия Бучмы. Символично — объединение страны и двух театральных трупп, которые создали Театр имени И. Франко. Поэтому наш юбилей мы считаем всеукраинским праздником и проведем его в конце мая, чтобы гости увидели Киев, когда все изобилует зеленью и цветами... А 28 января все франковцы соберутся в зале, почтим память корифеев, мастеров и коллег, которые прославили эту сцену в разные годы... Хочу процитировать слова легендарного актера Богдана Ступки, который с 2001-го по 2012 год возглавлял наш театр как художественный руководитель, продолжая дело своего друга, известного режиссера Сергея Данченко (1937—2001 гг.), что больше двух десятилетий создавал своими спектаклями украинский европейский театр: «Мы не имеем морального права перечеркнуть, стереть из памяти созданное корифеями этой сцены, а наоборот, должны осуществить то, что они не успели. От нас, от каждого, зависит, каким станет наш театр через 40, 50, 100 лет. Каким словом вспомнит нас грядущее поколение».
— На ваш взгляд, нужна ли в настоящее время театральная реформа, и если да, то в каком виде?
— Считаю, что нужно внести изменения в Закон о театрах, чтобы там были отображены все потребности самых разнообразных коллективов: частных театров, репертуарных театров, не репертуарных театров. Главное: определиться со структурой доходов театра: есть ли государственное финансирование доходом театра, покрывает ли это государство убытки театра? Ответы на это существенно влияет на статус театра. Есть ли он предприятием или бюджетной организацией? Что именно финансирует государство? Покрывает убытки и тем самым финансирует зрителей, какие не в состоянии из-за малых доходов заплатить полную стоимость билетов? Решение этого вопроса предоставит возможность определиться со статусом театра.
Также необходимо внести правки в Закон о благотворительности и благотворительных организациях и, наконец, принять Закон о меценатстве, предоставив меценатам и спонсорам налоговые льготы, что будет способствовать заинтересованности большого круга спонсоров и меценатов в сотрудничестве с художественными коллективами Украины, и это в свою очередь даст возможность создавать высокохудожественные произведения в самых разнообразных жанрах искусства.