Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Освободительница женщин

Наталья Кобринская первой в XIX в. затронула вопрос о правах украинок
12 июня, 2019 - 10:50

Родилась Наталья Ивановна Кобринская (Озаркевич) 8 июня 1855  г. в селе Белелуи Снятинского уезда, Королевство Галичины и Владимирии, Австро-Венгрия (нене — Снятинский район Ивано-Франковской обл.) в семье местного священника УГКЦ, в семье которого издавна уважали глубокие русинские (здесь и далее читай: украинские) традиции.

Девушка получила домашнее образование. Любознательная и умная хотела большего, тогда как патриархальная среда видела ее лишь. поповной. Слушая проповеди отца, абсольвента теологии — о.Ивана Озаркевича (1826—1903 гг.), Наталья заметила непостижимое противоречие в канонических книгах: почему-то женщина должна была убояться мужа своего, во всем повиноваться и оставаться ласковой куклой.

Смолоду Наталья превратилась в неформального лидера молодежной группы, которая основалась вокруг ее братьев-гимназистов — Владимира (1853—1922 гг.), ставшего священником, и Лонгина (1859—1940 гг.), который выучился на законодателя. Никто из молодых людей не мог объяснить, что больше влекло: девичья красота хозяйки, высокая духовность самой семьи, мастерство игры на фортепиано и пение Натали, красивые манеры девушки или первые разговоры о гендерной идентичности.

* * *

К совершеннолетию Наталья Озаркевич, воспитанная на руськой (украинской), польских и немецких литературах, обстоятельно изучившая труды русских революционных демократов: Виссариона Белинского, Николая Чернишевского, Николая Добролюбова, Дмитрия Писарева, вооруженная новейшими теориями европейских позитивистов, — из прикарпатской черноглазой красавицы превратилась в... завидную невесту.

31 августа 1874 г. 18-летняя девушка вышла замуж за стройного священника УГКЦ, талантливого дирижера, фольклориста («Коляди гуцулів») и общественного деятеля Теофила Кобринского (1848—1882 гг.). Тот оказался не только пастырем, идеальным для партнерских дуэтов тенором, но и терпеливым слушателем, «искренним поверником» с нежной душой.

Однажды муж принес домой в немецком переводе трактат «О неволе женщин» («The SubjectionofWomen»; 1869), написанной супругами — британским философом, социологом, экономистом и политологом Джоном Стюартом Миллем и его женой, первой английской феминисткой миссис Гарриэт Харди Тейлор-Милль.

* * *

Темы освобождения украинской женщины и просветительства в среде простых сельских девушек Наталья Кобринска с поля зрения больше не упускала. Когда в Снятине в 1878 г. освободилось место настоятеля церкви Св.Вознесения, супруги Кобринские оставили семейное село Белелую. В поветовом городке молодой священник организовал Украинскую мещанскую читальню (1881). Собранные там книги и периодика положили начало развитию библиотечного дела на всей Станиславщине.

Во время строительных работ о.Теофил простудился, заболел туберкулезом и 14 марта 1882 г. умер.  26-летняя вдова Наталья Кобринская покинула Снятин, забрав с собой адскую печаль, и в «крайнем отчаянии» выехала в небольшое городок Долинского уезда — Болехов, разположенный среди красивой горной природы. С октября 1884 г. о.Иван Озаркевич уже имел там приход.

* * *

Вместе с отцом, депутатом Австрийского рейхсрата в 1882 г. Наталья Ивановна выехала в Вену, где познакомилась с украинскими литераторами. Наибольшее влияние на нее оказал друг Ивана Франко, известный публицист и литературовед Остап Терлецкий (1850—1902 гг.), философ по диплому Львовского университета, законодатель — по диплому Венского университета.

Именно он смотрел на Кобринскую как на интересную собеседницу. Терлецкий поддержал, пробудил в писательнице «самые прекрасные  надежды на литературные подвиги». Когда через некоторое время дебютантка принесла рукопись авторской «Пані Шуминської», на правах председателя на заседаниях венского отделения украинского общества студенческой молодежи «Січ» в конце 1883 г. патрон зачитал рукопись, заранее заявив, будто произведение написано некой... Анной Струтинской.

Когда чтение прервалось, аудитория загудела, а значит, «образок з життя» (рассказ) вызвал живой интерес к личности молодого автора. Получив вдохновение от успеха первого произведения, Наталья Кобринская взялась за перо. Через два месяца проницательный литературный тренер, пан Остап опять лично ознакомил «сечевиков» с новым рассказом . Анны Струтинской, что помогло преодолеть женские сомнения и вынуть талант из раковины.

* * *

О настоящем новом таланте в русинской литературе быстро узнал активный галицкий народник Иван Франко (1856—1916 гг.). Через знакомых он передал писательнице, что с удовольствием почитал бы ее «зарисовки из жизни».

Личное знакомство с Иваном Франко и его соратником Михаилом Павликом состоялось в Коломые 29 июня 1883 г. на Втором вече, организованном венскими и львовскими студентами. Молодая писательница начала печататься в альманахах «Зоря» и «ЛНВ», а также газетах «Буковина», «Діло», «Промінь», «Неділя», «Каменярі». С тех пор, как с утопически-социалистического благословения Остапа Терлецкого в 1883 г. появился рассказ «Пани Шумінська» (более позднее название — «Дух часу»), а за ним рассказ «Задля шматка хліба» перерос в повесть (1884), — ее судьба в литературе  была решена.

Вскоре в письмах к коллеге Иван Франко даже упрекал:

— Знаєте ли Вы, что это Вы написали такую вещь, которой равной вся наша литература галицкая до сих  пор не видала?

Задумавшись, Наталья Кобринская решила, что будет добиваться собственного освобождения — как женщины, как человека и, по возможности, будет способствовать в этом вопросе другим соплеменницам.

* * *

Наталья Кобринская в кругу единомышленников-интеллигенток основала 7 октября 1884 г. женскую организацию, голосованием утвердила Устав, направила для утверждения в Наместничество во Львове и более трех лет была активисткой «Общества руських женщин в Станиславе» (ныне — Ивано-Франковск).

Уже тогда, две эмансипатки Наталия Кобринская и Ульяна Кравченко (собственно: Юлия Шнайдер; 1860-1947) доказывали: в условиях ограниченного материального состояния его членов литературно-просветительское направление «Общества руських женщин в Станиславе» наиболее эффективно.

* * *

8 декабря 1884 г. Франко посетил в г. Станиславе учредительное собрание «Общества руських женщин в Станиславе». На совет в тот день собрались 54 женщин-русинок.

Итоговым постановлением общее собрание задекларовало идею соборности Украины, из которой следовал жертвенный труд для народных масс, в частности — для подъема культурного уровня сельской женщины.

* * *

Знаковой соплеменницей, которая совместно с Натальей Кобринской прокладывала тернистый путь к свету знаний, оттачивая мастерство в литературе и распространяя идеи феминизма, стала . Ольга Кобылянская.

Подруги вели задушевные беседы, и Наталья убедила Ольгу писать прозу не. по-немецки, а на украинском языке.

* * *

В 1918 году H. Кобринская подготовила сборник «Воєнні новели», в которых — переживания за судьбу украинского народа, разделенного границами, втянутого в войны за чужие интересы, где брат воюет против брата. Это была ее лебединая песня...

В январе 1920 года писательница умерла от тифа. Из-за  сильных морозов и метели к ней несколько дней никто не заходил. Поэтому конкретно день смерти Наталии Ивановны не известен. Найдя ее мертвой, записали — 22 января. Похоронена Н. Кобринская в г. Болехове, где окончился ее земной путь жизнь, а дом ее был сожжен из-за угрозы инфекции тифа.

В первую годовщину смерти Наталии Кобринской украинские писатели Галичины издали сборник произведений, посвященных ее памяти, под заголовком «Першому українському борцеві за права жінок».

Лучшие произведения Наталии Кобринской стали ценным достоянием украинской литературы, а ее культурно-общественная феминистическая деятельность является весомым вкладом в общественно-демократическое движение и хорошим ориентиром для современных женщин.

Александр РУДЯЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ