Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От божественного — до демонического

21 апреля, 2005 - 20:05
ВЕЖЛИВАЯ ЯПОНCКАЯ ЗВЕЗДА ДЖАЗА СЛЕГКА ПРИГУБИЛА ВОДКИ, НО ПИТЬ НЕ СТАЛА. ИХ САКЕ — ПОСЛАБЕЕ БУДЕТ / ФОТО СЕРГЕЯ ЦЫГАНКОВА

Киев накрыла музыкальная волна, последние несколько дней идут концерты высокого класса. Я расскажу сразу о трех.

Первый давала звезда международной категории, второй — СНГ- шной и третий (хотя это не концерт, а некий перфоманс) — неординарная рок-группа местного производства, которая подается всякий раз в яркой и запоминающейся упаковке. Но все по порядку.

ФЕЯ ВОДЫ

На пресс-конференции перед концертом устроители решили преподнести Кейко Матсуи — японской пианистке и композитору — рюмку водки «Медофф» на подносе. Традиции гостеприимства и PR — в одном жесте. Вежливая японка слегка пригубила, но пить, понятно, не стала. Их саке — послабее будет.

Один из журналистов спросил, не собирается ли она выпускать альбом детской музыки, поскольку его дети под ее музыку хорошо засыпают? Кейко ответила, что ее музыка не делится на детскую и взрослую. Но может быть, что-то она выпустит и специально для маленьких слушателей.

На конференции присутствовал и муж Кейко — Казу Матсуи. Он является продюсером ее альбомов и флейтистом- виртуозом, играющим на народной японской флейте.

В связи с тем, что за последнее время ( переезд в Штаты и постоянные мировые гастроли) популярность Кейко возросла, я спросил мужа-продюсера, как он борется с нарастающим числом поклонников супруги? Не возит ли для этого самурайский меч? Казу, засмеявшись, сказал, что для этого у него бамбуковая палка.

У Кейко я поинтересовался, не собирается ли она выйти за рамки своего, несколько холодноватого стиля — в сторону экспрессии. Или — в область других стилей. Как предпочитал делать культовый джазовый трубач Майлз Дэвис (основатель трех стилей: cool jazz, fusion, acid jazz).

Мне сложно понять, что перевел DJ Паша (один из ведущих «Евровидения» made in Ukraine), но пианистка ответила: «Музыка не имеет границ». Это их с Казу — рекламный девиз. Она повторила его и на концерте. Разве как оо-о-чень общий ответ — годится. А так, конечно, вряд ли она поняла (посредством переводчика) чего я, собственно, выяснял.

Что касается моих личных выводов после концерта, то я бы сказал, что музыка Кейко Матсуи действительно изменилась в сторону экспрессии. Вероятно, такое влияние на «сознание» оказывает лос-анджелесское «бытие». Ведь одна из осей денежно-культурной жизни планеты проходит через Голливуд.

Теперь о самом выступлении.

В центре сцены высился синтезатор, возле него — длинный стульчик, на котором полусидела-полустояла Кейко. Зал встретил ее овациями, подтверждая, что Киев знаком с ее творчеством (добытым честным пиратским способом).

Точеная ювелирная фигурка в белом платье выгодно смотрелась в свете прожекторов. Кейко сосредоточилась, наклонившись над клавиатурой. На лоб ей упал жесткий хвостик волос. Умилительное зрелище! Кейко начинала с внушительной и вдохновенной паузы. Она внимательно слушала тишину, прежде чем взорвать ее звуком. Но мне срочно нужно было достать блокнот из сумки на липучках, я извелся ждать, когда звезда начнет. После эффектного синтезаторного вступления, когда нужный фон был вызван из недр инструмента, все же мои липучки резанули по ушам. Тройка соседей предательски засмеялась. Но больше я не нарушал божественной гармонии.

Буквально со второй вещи «Bridge Over The Stars» («Мост к звездам») зал завелся. Саксофонист необычайно напористо и сексуально выдувал ноты. Вероятно, следствием его эффектного соло было появление на сцене некой дамы, которая как-то особенно подчеркивая непричастность к происходящему автора — Кейко Матсуи — решительно протопала мимо нее и вручила букет саксофонисту. И так же заносчиво прошествовала обратно, даже для разнообразия не кивнув в сторону пианистки. Вот такие мы избирательные!

Все музыканты были необыкновенно колоритны. У одного красные волосы, у другого зеленые. И все — экстра, независимо от покраски. Каждый вызывал аплодисменты личным соло, включая ударника.

Кейко на английском языке (с японским акцентом) много рассказала о содержании следующей вещицы — «Кappa». Kaппa — водяной эльф, обитает в горных лесах.

Эта композиция в воображении вызвала серию образов: сначала небольшой ручеек, который расширялся и медленно перерастал в бурлящую горную речку. Когда поток достиг максимальной силы, он неожиданно обрушился водопадом. Затем вода разливалась в стороны, пока не образовалась зеркальная плоскость безмятежного озера. И с последним аккордом — наступил чудесный покой, который уже был нарушен грохотом оваций.

Кстати, фея воды перекликается с традиционной японской религией, в которой множество духов природы (буддизм — для их царедворцев). И неплохо ассоциируется с самой артисткой.

Во втором отделении Кейко белое платье сменила на золотое.

Вокруг разлилась тьма, прожектор хищно выхватил золотую фигурку пианистки, грациозно склонившуюся над черным роялем.

Это была осторожная, мягкая музыка, казалось, из-под рояля медленно вышел черный кот, постоял и нахальной походкой двинулся дальше. Когда Кейко сыграла парочку экспрессивных аккордов — он как будто резко оглянулся, и вновь продолжил путь.

Композиция «Dooll» («Кукла») — драматургична. Сюжет: кукла — и есть человек, которого сотворил Бог. Сначала Он терпеливо дергал за ниточки, чтобы научить вышагивать свое творение, пока «кукла» не «расходилась» и, обрывая нити, не кинулась в самостоятельную жизнь. Что-то вроде сказки о Пиноккио: как стать настоящим человеком!

Композиция «Safari» была заполнена атмосферой африканской охоты и тоже, как и остальные произведения Кейко, была достаточно предметна.

На сцену вышел супруг со знаменитой японской флейтой. Причем вышел он с зачехленным инструментом и довольно долго его выуживал, чем вызвал веселье у народа типа: не мог что ли достать заранее? Хотя, возможно, это — ритуал.

Флейта по звучанию напоминает один латиноамериканский инструмент. Не помню как называется — несколько трубочек разной длины соединены в виде треугольника. Звук похож на завывания ветра, шелестящего в кронах эвкалиптов (о! поэзия!).

Казу в перерыве между композициями забавно рассказывал на жутком английском (но все же лучше моего) приколы и сам смеялся вместе с залом. Сообщил он, что его появление на сцене сравнимо с появлением в боевиках Шварценеггера: внезапный выход из темноты. Кстати, со своей флейтой Казу записывался во многих голливудских фильмах: «Золотой ребенок» с Эдди Мерфи и многие картины Джорджа Лукаса. Цель, как иронично заметил Казу: «Усилить сказочность». Про композиции супруги, которые он сейчас исполнил, он очень лирически и очень по японски сказал, поглядев вее сторону: «Это ветер из ее рук». Реплика окончательно растопила сердца публики.

Финал концерта был триумфальным. В едином порыве (почти как на ХХVI съезде КПСС) все схватились с мест и хлопали стоя. Только в отличие от партийных съездов этот порыв — был искренним.

ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ

Известный рок-персонаж Сергей Галанин и его группа «СерьГа» (названная в его честь) выступили в «Докер- пабе».

Коротко о Галанине, кто не в курсе.

Долго был басистом в легендарной группе Гарика Сукачева «Бригада С». Когда лидер бросил группу, они попытались удержаться в том же составе под названием «Бригадиры». Выяснилось, что вместе бригадиры не смогли заменить одного — главного. В старом формате ( агрессивный джаз-рок) без уникального голоса Гарика — все это не звучало. Впоследствии путем «мучительных раздумий» Сергей сделал свою собственную группу «СерьГа». Музыка под стать спокойному темпераменту Галанина — без «бригадных надрывов». Галанин сумел найти свой «полуподростковый» стиль: простой, ясный, запоминающийся. Хитов выдавал немного, но по чуть- чуть — накопилось: «Собачий вальс», «Спокойной ночи», «Страна чудес», «Привык, забыл и потерял»... И вот «Док» дождался своего счастья.

Один из гитаристов был такого роста, что практически упирался в крышу. Остальные нормально вписывались в габариты клубной сцены.

В связи с этим «СерьГа»— с одной стороны, входит в десятку наиболее известных рок- групп России, а с другой — ребята не являются мега-супер- старами — они весьма добросовестно отработали концерт. Без звездных заездов.

Сергей проявил и политическую подкованность, посвятив, одну из вещей: «Вашему премьеру Юлии Тимошенко, которая, я надеюсь, все-таки приедет в Москву». А в честь своего славного прошлого Галанин исполнил сатирическую песню из репертуара «Бригады» — «Сантехник» и классику американского рока — песенку группы «Creedence» — «Have you ever seen the rain» («Каждый может смотреть на дождь»). В качестве «человека дождя» Галанин окончательно довел до экстаза докерное население! За что ему простое меломанское спасибо.

КИЕВСКИЕ САНТЕХНИКИ

И последнее рок-явление природы, непосредственно связанное с водой, — это группа «Ремонт воды» (лидер, вокалист и гитарист — Владимир Костельман, он же — Ко, он же — Мистер Х).

Точнее, речь о их перфомансе (кто не понял — представлении, с французского что ли). Явление «РВ» — характерное для мистической киевской территории. И, безусловно, в сторону демонической ее половинки.

В творчестве группы нет пошлых дьявольских атрибутик и прочей ерунды. Здесь все продуманно, концептуально и, я бы сказал, по-своему — дерзко.

Возьмем даже само название группы. С одной стороны, в этом, конечно, бытовой прикол — починка крана. А с другой — вызов божественному. Что можно ремонтировать в Н2О? Это — основа земной жизни и формула совершенства, которая ремонту не подлежит...

Отправимся на перфоманс, он явно стоил того. Место действа — Театр на Левом берегу. Журналисты и гости входили в вестибюль театра, где их ожидали роскошно накрытые столы: блины с красной икрой, рыба такого же цвета, и до невозможности услужливые официанты. Зачем-то действие снималось на видеопленку. Может, для ТВ, а может, для очередного клипа? Детки пели песенки.

Когда насыщение организма журналистов достигло критической отметки, их попросили пройти на сцену театра. Публика двигалась вдоль стены мимо пустого зала. Занавес был опущен, ограничивая пространство сцены. Туда приглашал лысый персонаж в шляпе, напоминающий подручного героя Говорухина из фильма «Асса»: не без страшноватого обаяния.

Толпа прошла на сцену, куда неожиданно вывели баранов в количестве 10—12 экземпляров. Причем с оранжевыми ленточками на шеях. Среди них носился маленький черный ягненок.

Артист стал рассказывать о том, что бараны сопровождают человечество уже давно, тысячелетия... Те, расхаживая и блея, щипали пучки сена.

На экране начался премьерный клип группы «Был луны».

Серая человеческая масса двигалась в одном направлении. Их вид напоминал толпу пролетариев из фильма «Мать», когда последние — валили в сумеречном утреннем свете на завод... Замечаешь, что большинство там — беременные женщины (может, ассоциация с «Матерью» — не случайна?). Они садятся в теплушки и отправляются в неизвестность. В финале из всего парада беременных остается одна дама, которая проходит через конструкцию из светящихся реек и остается в одиночестве.

В произведении сквозит идея: человечий поток абсурден. Одна из стада может и родит — гения. То ли демонического склада, то ли ангельского. Но есть ли и в этом смысл при таких-то «издержках производства»?

Сама песня в исполнении «Ремонта» была близка стилистике «Агаты Кристи»: с ее нервозно-истеричными переходами.

Объявили «Ремонт воды», но за убранным экраном возникли псевдогорцы, призывая «кюшять шяшлик».

На сцену вызвался спортивный и, скажем мягко, «простой» парень, который стал радостно уминать баранину на глазах настоящих баранов и их «братьев» — в виде гостей, среди которых, кстати, были и сами члены группы, что говорит об их определенной самоиронии.

Внезапно занавес поднялся и полный зал «баранов» (зрителей) стоя зааплодировал тем, что были на сцене. Ход эффектный! Овация минут восемь (как раз, как на партийных съездах). Чтобы они не зря старались (хотя уверен, что не зазря) — я поклонился пару раз. Предложил раскланяться и поэту Кабанову, оказавшемуся рядом. Однако тот отказался, посчитав незаслуженным такой излишне теплый прием публики.

Затем один из участников действа, откуда-то сверху, крикнул находящимся на сцене: «Пошли вон! Вон отсюда!»

Все покорно отправились в зал, хотя лично у меня появилось желание дать ему в морду. Думаю, это бы запросто прокатило — он воспринял бы это, как часть сценария, о которой его заведомо не предупредили. Я интеллигентно ограничился неприличным жестом в его сторону.

Вот, собственно, все.

Что ж, ярчайшая мистерия- буфф! Общая концепция, думаю, понятна: едим друг друга, ходим стадом, одни бараны аплодируют другим. Бывает иногда весело, но главное чувство — тоска от потока, шагающего на бойню. И — от себе подобных. У «Пинк Флойда» в концепции альбома «Животные» (1977) — расширен «басенный» диапазон: кроме баранов (обыватели), еще — собаки (армия, полиция) и свиньи (буржуазия).

Как сказали бы индусы, общее ощущение, как от первого уровня развития, — сансары. Мясной возни перерождений (и связанной с этим безысходностью) — не вылазим. Дьявол отвечает как раз за это «месиво», мешает человекам идти «на повышение», стандартизирует массу. Хотя некоторые граждане (вроде Кришны или Будды) способны вырваться из кольца. Да и эволюция — не басня.

Клипы, которые были на презентованном диске, — примерно на ту же тему: о бренности человеческого существования в качестве однообразного материала для «популяции».

Из ярких находок запомнились такие: когда пьяный, полудегенеративный мужчина стреляет из пистолета по воздушным шарикам с начертанными на них именами. И когда бабулька вылавливала сачком из реки новорожденных и методично ставила им на попки порядковые номера.

Уровень «выделки» творений — высокопрофессиональный. Это и клипы и перфоманс. Музыка — тоже неплоха. Но «РВ» нужно срочно «делать ноги» из стилистки «Агаты». Тем более у них есть вещи самобытные, где влияние «старших братьев» не так заметно. Это отдельный разговор.

На который (в очередной раз) приглашаю их лидера — Владимира. Интересна и его точка зрения — на «ремонтников». Может, его видение основной идеи группы — другое. Поговорим и как из «баранов выйти в люди». Есть ли у него свои рецепты.

Насчет «меткого» и «точного» определения их стиля как «интеллектуальный рок-н- ролл» ( как заявлено в релизе, написанного с офигенным апломбом) — это ни о чем. Скорее «Ремонт» исповедует некий «декаденский рок». «Агата Кристи» — уже неплохо воплотила это условное направление в своем творчестве, отражая кризис 90-х. Но ведь на дворе — двухтысячные! Произошли определенные повороты в сознании граждан. Сама «Кристи» — не смогла его отразить, забуксовала. Авось, сможет «Ремонт»? Поэтому приглашаю их лидера (еще раз!) — помуссировать эту тему. Хватит ли дерзости для «прорыва» его ребятам? Сколько можно «чинить» водопровод? Пора пользоваться!

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ