Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От «нон-» к «пост-»

14 декабря, 2010 - 19:12
«ВЕРСИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ» В. ПАВЛОВА

Экспозиция произведений одесских художников, которая представляет последний 50-летний период развития авангардных течений в этом городе, демонстрируется в обновленных залах Музея современного искусства Одессы (МСИО). Модернизация интерьеров позволила расширить полезную выставочную площадь этого достаточно динамичного молодого заведения и шире показать когда-то униженное искусство модернистов и их преемников — от нонконформистов до самых современных течений и направлений.

Логика и структура обновленной экспозиции последовательнее отображает хронологию художественных процессов второй половины ХХ в. — нач. ХХІ в., вызревание «второго авангарда» в условиях господствующего «соцреализма». Обзор начинается периодом 1950—1960-х годов: гуманистический пафос искусства «шестидесятников» — торжество духа и внутренняя красота, внешне суровая и величественная (Ацманчук, Егоров, Гегамян, Фрейдин, Слешинский). Зал «уличной выставки» «Хрущик + Сычик» знакомит с творчеством знаковых фигур модернизма 1970-х годов Валентина Хруща и Станислава Сычева с их смелыми экспериментами минималистического и экспрессивного плана. Игра с искусством прошлого, новое понимание сути творчества — нонконформизм и концептуализм 80—90-х годов. Здесь мы встречаем такие имена, как Войцехов и Лейдерман, «трансавангардистов» — Лыков, Ройтбурд, Рябченко, Павлов и Тронов. Собственно, этот зал, как и первый, стал своеобразной «изюминой» для зрителей. Дальше, модернизм 70—80-х годов, опыты с формой, многообразие техник, приемов и фактур, попытка синтеза искусства и верховенства индивидуального. Завершают обзор фактически неизменные залы андеграундного плана — камерный, с щемящей болью и любовью сформированный зал Юрия Коваленко и прилегающий к нему зал Владимира Наумца, а также «квартирные выставки». Последний зал значительно дополнен произведениями «крестного отца» нового авангарда Олега Соколова. Эти экспонаты были недавно подарены музею его женой, искусствоведом Еленой Шелестовой.

Возможно, что в расстановке акцентов не все бесспорно (что обусловлено, скорее, возможностями музейного фонда), но интересно, по-новому и смело, как каждая новая волна когда-то вызывающего авангарда. Сегодня выстроенные в логический ряд замечательные картины могут привести в смятение разве что художественного неофита. Сколько же нужно было смелости, таланта, любви к искусству и жертвенности их создателям! Картины воспринимаются как стенограммы, как интеллектуально психологический и эстетический срез своего времени, как своеобразная поздравительная манифестация художников в будущность.

Новая концепция музейной экспозиции МСИО охватывает также течения, присущие искусству конца ХХ — нач. ХХІ вв., например, психоделическое. Это позволяет проследить степень влияния опыта одесских художников более раннего периода на творчество их преемников.

Владимир КУДЛАЧ, Одесса, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ