Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От реализма к абстракционизму

В Киеве открылась масштабная выставка культового черниговского художника Евгения Крипа
30 января, 2019 - 11:00
АНГЕЛ В КРАСНОМ. 2001 г.

Экспозицию можно увидеть в просторной галерее  Брей-Сlub. 200 работ из частных коллекций и музеев Украины представляют широкой общественности чрезвычайно талантливого и самобытного украинского художника европейского образца. Их можно будет увидеть до 15 марта.

Зодиакальные созвездия сошлись на том, что появление на свет Евгения Крипа — 27 января — совпало с днем рождения Вольфганга-Амадея Моцарта. Именно к этой дате  и решено было открыть выставку и презентовать уникальный художественный альбом художника.

Одним из первых, кто начал коллекционировать его работы, стал Александр Брей, которому и принадлежит идея этой выставки и издания альбома, содержащего не только художественные произведения Крипа, но и интересные статьи о нем, историю семьи, рассказанную его младшим братом, архивные фото и попытки постичь и осмыслить его творчество — чрезвычайно разнообразное и очень ценное.

Родился будущий художник в Жовкве, где по легенде пришел в мир Богдан Хмельницкий, где преподавал Иван Крипякевич и где существовала традиционная школа иконописи. Поэтому не удивительно, что на его творчестве заметно отразились богатые традиции украинской культуры. Во Львовском институте декоративно-прикладного искусства он получил хорошее профессиональное образование у преподавателей еще старой школы Парижа, Варшавы, Мюнхена под руководством своего любимого учителя, культового для Львова художника — Романа Сельского. Вместе с тем Крип — остро современный художник со своим ярко выраженным лицом. Он смело и решительно отходил от штампов, от всего обычного, доминирующего в тогдашнем советском искусстве. Его творчество изменялось вместе со временами и составляет несколько периодов от реализма до абстракционизма. Но в каком бы жанре ни работал художник, его произведения неизменно привлекают внимание.

Графика — его рисунки на уровне образцов европейского искусства. Черно-белые рисунки идеально дополняются цветными. Хороших мастеров среди современных художников немного, а таких импровизаторов, как Крип, и подавно. Его фантазия безгранична. Он создает в своем воображении целый мир — замечательный и странный, фантастический и таинственный, сложный и захватывающий, в котором древние украинские традиции тесно переплетаются с языческими мифами.

Натюрморт — самая любимая тема. Преимущественно это цветы. Он пишет их по-разному, в зависимости от настроения, то декоративно, то лирически, то аскетически, но всегда все доказано до колористического идеала.

Монументальные росписи — к сожалению, большинство из них не сохранилось. Чрезвычайно интересными являются посвященные Николаю Гоголю росписи в Нежинском педагогическом институте, которые стали открытием в отечественном искусстве. Это демонстрация в честь Гоголя и демонстрация профессионального мастерства Крипа-монументалиста.

С огромным удовольствием Крип писал иконы для Черниговской церкви Святой Екатерины. Не отказывался и от написания многочисленных исторических фигур для музеев Чернигова, Киева, Москвы. Характерным примером таких работ является портрет гетмана Павла Полуботка. Написанные в классической манере, эти произведения, конечно, не претендуют на что-то новое в искусстве, но указывают на высокий технический уровень их исполнителя.

ЗНАК ЗВЕРЯ. М. ПРИМАЧЕНКО. 2013 г.

В 2012 году Крип создает свой знаменитый триптих, в котором пытается привлечь внимание к трем выдающимся украинцам — Казимиру Малевичу, Александру Архипенко и Марии Примаченко.

Как и для Эдгара Дега, пастель становится любимой техникой Крипа. На протяжении почти всей своей жизни он возвращался к этой технике. Легкость, чистота цвета, прозрачность тона. Крип творил в южноукраинском городе, лишенном ярких красок, поэтому пастельные цвета больше подходили к его сдержанной натуре, и главное их преимущество не в силе и яркости, а в изысканности и простоте.

Когда попадаешь в залы с картинами Крипа, кажется ты на выставках абсолютно разных художников, но равнозначно талантливых. Настолько разнообразным был Крип, настолько бурлила его фантазия, а его сложный духовный мир не давал ему возможности сосредоточиться на чем-то одном. Поэтому окончательное место художника в истории украинского искусства еще не определено, но почему-то возникает уверенность, что с годами оно будет все выше и выше.

Крип хорошо разбирался в искусстве. Вместе с тем, имея современные взгляды на живопись, не отвергал ничего ценного и настоящего из классики. И касается это не только живописи, но и литературы, музыки и т.п. Так, он с наслаждением слушал Моцарта, Бетховена, Вивальди, а в то же время — Вертинского и Высоцкого.

Во время выставки было решено передать отдельные работы Евгения Крипа во львовский  Национальный музей им. Андрея Шептицкого,  Национальный Художественный музей Украины и Закарпатский художественный музей. Для этого ритуала специально  съехались и пришли на открытие выставки: директора   Франциск  Эрфан, Игорь Кожан, Игорь Коцюбинский, Юлия Литвинец, Тарас Возняк, а также коллеги-художники Анатолий Криволап, Петр Лебединец, Виктор Сидоренко, а также один из учеников Евгения Крипа — Евгений Шаповалов — восходящая звезда на художественном небосклоне не только Чернигова, но и Украины. Он и резюмировал это действительно большое событие художественной жизни, поскольку такая масштабная выставка Евгения Крипа в Киеве проходит впервые: «Большой мастер и человек с большой буквы»!

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ