Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От Шельменко к д’Артаньяну

Театр, телевидение, эстрада — три ипостаси Анатолия Гнатюка
1 февраля, 2011 - 20:06
АНАТОЛИЙ ГНАТЮК В СПЕКТАКЛЕ «ШЕЛЬМЕНКО-ДЕНЩИК» / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА ИМ. И. ФРАНКО

Когда следишь за творчеством актера на протяжении достаточно длительного времени, можешь сложить мнение об его амплуа, художественных вкусах, уверенно сказать, какие роли ему удаются лучше всего, какие больше всего по силам. И хоть талантливая творческая личность способна сыграть все, что предложат режиссеры, все же понятие «сценическое амплуа» никто не отменял, невзирая на то, что о нем стремятся забыть и хотят создавать актеров универсальных. Актер Национального театра им. И. Франко Анатолий Гнатюк хорошо поет, активно снимается на ТВ. Недавно он снял клип на песню «Було не любити», который транслируется по каналам «Киев» и М2, также это новое произведение можно найти и в интернете.

— Когда-то давно я услышал эту песню в украинской диаспоре в Германии, решил, что это народная песня, — вспоминает актер. — Вернувшись в Украину, я записал ее в студии, выпустил диск. И каким же было мое удивление, когда недавно, работая над музыкальным спектаклем, узнал, что ее автор — классик украинской песни Богдан Веселовский, расцвет творчества которого пришелся на первую половину XX века. Интересным был замысел клипа — показать лица украинцев, которые жили до 1917 года — свободные, гордые, зажиточные. Жаль, что после тех лет лиц с подобными выражениями становится все меньше. К сожалению, в полной мере сделать это помешала нехватка видеоматериалов, хотя кусочки той эпохи в клипе присутствуют...

Последняя работа Анатолия Гнатюка на родной сцене — в спектакле «Урус-шайтан. Басни о Сирке — кошевом атамане, шевалье д’Артаньяне и турецком султане». В этой постановке режиссер Игорь Афанасьев доверил актеру сыграть две роли — француза д’Артаньяна и украинского казака Нелипу.

По своей внутренней природе, гибкой психофизике, зажигательной открытости и живости, яркому, лучезарному характеру Гнатюк — «актер-глина» в каждой роли. На франковской сцене он играет с десяток разноплановых персонажей, и каждый раз кажется самодостаточным и самобытным мастером. Поражает многогранность его таланта. Рвение, с которым Анатолий Гнатюк может на сцене «завестись» с полуоборота, действительно взрывное, искрометное. Он замечательно движется, какие фантазийные рисунки танцевальных па выдумывает, при этом поет и демонстрирует незаурядный вокальный талант! А как умеет держать зрительный зал! Так, при первых аккордах его популярных песен «Смерека» или «Качечка» зрители начинают подтанцовывать и подпевать. И насколько благодарны они актеру, который умеет так поднять настроение, заставить взорваться позитивными эмоциями.

Наряду с тем, что Анатолий Гнатюк тонко чувствует природу актерского ансамбля и больше всего ценит партнерские отношения в спектакле, он умеет выделяться среди остальных, и все это за счет собственной безудержной энергии. Он хочет поделиться радостью от того, что может быть на сцене, так эмоционально играть, выражать свои чувства, и эта энергия как будто выплескивается у него через край сердца, души, глаз... И все — в зрительный зал, туда, к людям, которые собрались вместе с актерами пережить праздник театра, прикоснуться к таинству спектакля.

В классическую роль денщика Шельменко, создание образа которого имеет достаточно большую сценическую историю, на франковской сцене Анатолий Гнатюк внес собственные наработки, поэтому получился у него этот изобретательный служивый хитроватым, ловким украинцем, который хорошо разбирается в том, как выйти «сухим из воды», — жизнь и обстоятельства научили, умеет соврать, выкрутиться, притвориться дурачком, когда выгодно, чтобы дело сделать. За всем этим стоит вековая житейская мудрость народа, простота и беззлобность, в чем-то даже покорность судьбе. Но на таких оптимистических героях держится мир.

Образ Голохвастова из комедии «За двумя зайцами» как будто создан для Анатолия Гнатюка. С каким достоинством он делал вид порядочного и зажиточного жениха, как виртуозно справлялся с собственной ложью, убеждая всех вокруг, что владеет модными магазинами на Крещатике. И таки можно было в это поверить, когда видный, импозантный Голохвастов-Гнатюк, поправляя красную розу на лацкане пиджака, с достоинством говорил: «Честь імєю представитися... Собствєнною персоною»...

А Степан, слуга пана из спектакля «Любовь в стиле барокко» Ярослава Стельмаха, это же настоящий украинский Фигаро! Гнатюк демонстрировал чудеса комедийного таланта в этой роли. Легко, грациозно он распутывал нити интриги — и украинская комедия, по большому счету благодаря Гнатюку, выглядела стильным европейским водевилем, не теряя при этом национальный колорит. Кстати, природа образа Фигаро очень близка актерской природе Анатолия, каким убедительным и прекрасным был бы он в классической интерпретации этого образа. Под стать эталонному исполнению роли Фигаро Андреем Мироновым.

Нужно отметить, что в любую роль Анатолий Гнатюк умеет привнести свой природный юмор, уместное остроумие. Приятная внешность, привлекательность, открытость характера и умение привлечь к себе внимание, чрезвычайная органичность, ум и мужской шарм прибавляют к отряду ценителей таланта Анатолия Гнатюка каждый раз все больше и больше почитателей. Энергия зрительской поддержки раскрывает талант актера, увеличивает уверенность в себе, и он с воодушевлением берется за новые роли в театре, кино, на телевидении.

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ