На острове Борнео, покрытом густыми дождевыми лесами, живут карликовые слоны. Их рост — почти как человеческий: 2—2,5 метра. Правда, весят такие животные 2—3 тонны и вообще из-за аппетита (едят 150 килограммов зелени в день!) и потребности в постоянных прогулках вряд ли претендуют на роль домашних любимцев. Но в фантазии возможно все, поэтому иллюстратор Полина Дорошенко изобразила пляжницу, направляющуюся куда-то с таким слоником под рукой.
«Как-то хотела сделать собственный проект, посвященный лету, где бы такой слон был главным героем. История слонов-домашних животных, которые встречаются по всему городу, меня увлекла», — улыбается Полина. Сейчас слонов, собачек и других героев художницы можно увидеть на ее выставке в пространстве Orthodox в Киеве. Выставку организовал клуб иллюстраторов Pictoric.
«Для меня эта экспозиция — скорее, эксперимент. Свободный, летний, легкий, — признается Полина. — Когда предлагают сделать выставку, как правило, речь идет о каких-то коммерческих проектах, как, например, на фестивале «Книжный Арсенал». Когда друзья из Pictoric предложили устроить выставку, поняла, что это произойдет летом, потому классно сделать что-то легкое. Для души, ни к чему не привязанное. Так и получилось».
Последние несколько лет украинская иллюстрация активно развивается, и Полина — одна из тех, благодаря кому это происходит. Художница создала иллюстрации к книгам «Лісова пісня» и «Байки Федра» издательства «Основи». Еще — к «Першому мереживу Стефанії» (сказки по мотивам картины Отто Ван Веена «Портрет девушки» из коллекции Музея Ханенко) и к истории о собаке Маечке, изданным Nebo Booklab Publishing. «Лісову пісню», проиллюстрированную Полиной, включили в международный каталог лучших детских книжек White Ravens. А детская книга Soldier (то есть «Солдат») американского издательства Little Wooden Flute, над которой художница работала вместе с иллюстратором Владой Сошкиной, в этом году получила международную награду Spark Award.
«Когда создавала иллюстрации к книге «Лісова пісня», старалась освежить восприятие классического произведения Леси Украинки. В школе «Лісова пісня» меня поразила, но во время работы над иллюстрациями все воспринималось иначе. Ты анализируешь все с точки зрения насыщенности, динамики картинки. Думаешь, как зритель будет это видеть. А в школе просто воспринимала произведение эмоционально, не так концентрировалась на визуальном», — делится Полина.
Бывает, героями иллюстратора становятся ее собственные любимцы. Например, мопс в пестром наряде, который косится на посетителей выставки в Orthodox, — своего рода ностальгия по собачке, которая у художницы была в детстве. Вымышленные персонажи при работе «обрастают» многочисленными историями. «Такой полет фантазии происходит! Каждое животное имеет какой-то бекграунд, — говорит Полина. — Думала относительно рассказов о некоторых героях, но не хочу разветвляться и заниматься текстами. Однако есть «хитрость»: художник может делать книги-картинки без слов».
Иллюстратор охотно экспериментирует с техниками: смешивает коллаж, рисование ручкой и карандашом. «Моя особенность — я не делаю наброски и эскизы иллюстраций. Иногда говорят: сначала нужно сделать эскиз, потом его увеличить, перерисовать... Я сразу рисую оригинал, и если он мне нравится, отталкиваюсь от него и работаю в таком духе. То есть мне важно сразу сделать что-то, что мне понравится, — объясняет Полина. — При этом я долго не могу подружиться со своей работой. Сначала всегда считаю, что получилось плохо. Но если через некоторое время понимаю: да, я делала то, что мне нравится, — это главный показатель правильного выбора».
Это удовольствие от творчества передается, когда рассматриваешь чудаковатых персонажей иллюстратора. Поэтому ловите летнее настроение на выставке Полины Дорошенко в пространстве Orthodox, которая продолжается до 5 июля.