Елена Кульчицкая, несомненно, входит в когорту ведущих художников ХХ века, ведь еще при жизни ее картины побывали почти на 60 выставках на Родине и за рубежом: Киев, Львов, Берлин, Брюссель, Варшава, Вена, Хельсинки, Краков, Москва, Париж, Познань, Прага, Рим, Торонто, Чикаго и др. О большом таланте украинской художницы свидетельствует и тот факт, что ее 100-летний юбилей в 1987 году, по решению ЮНЕСКО, отмечали в международном масштабе. нынешний юбилей Елены Кульчицкой — 130-летие со дня ее рождения — проходит скромнее и локальнее. Главным событием на юбилее художницы стала выставка ее творческого наследия в Национальном музее им. Андрея Шептицкого во Львове.
НЕПРЕВЗОЙДЕННАЯ В ГРАФИКЕ
Елена Кульчицкая достойно проявила себя в очень многих направлениях изобразительного искусства. Живопись маслом и акварель, самые разнообразные виды графики, художественное ткачество, проектирование и моделирование одежды, создание эскизов для керамики, ковров и интерьеров, работа с эмалью, металлом, скульптурой малых форм — все это грани разностороннего таланта Кульчицкой. То, что в отношении других можно было бы назвать распылением, в отношении к Елене Кульчицкой — наоборот — преимуществом, ведь в каждом деле, за которое бралась художница, она достигала уровня мастера.
«Несмотря на то, что Елена Кульчицкая была художником универсальным, которая попробовала себя в очень разных художественных жанрах и направлениях, все же сильнейшей частью ее творчества является графика. Она возродила технику дереворита, линогравюры. Кульчицкая до сих пор остается непревзойденным офортистом», — утверждает заведующая Художественно-мемориального музея Елены Кульчицкой во Львове и куратор выставки в Национальном музее, Любовь Кость.
Вообще исследователи и ценители творчества художницы награждали ее многими эпитетами — творец незабываемых образов, обладательница сокровищ, мастер украинского офорта, художник-этнограф, народная художница. Последняя характеристика была дана Елене Львовне не только благодаря званию (в 1956 году ей присвоили звание народной художницы), но, в первую очередь, из-за того, что творчество ее, в большой мере, базировалось на народном искусстве и описывало жизнь народа. Быт украинцев, современные и исторические события, традиции и легенды переносила художница в образы на своих картинах.
Произведения Елены Кульчицкой, представленные в Национальном музее (около 250 работ), составляют только незначительную часть того, что создала при жизни и оставила после себя художница. В целом в творческом наследии мастера — только графических работ больше 4000, а, в общем, в фондах художественно- мемориального музея художницы — около 8000 экспонатов.
Часть представленных работ составляют живописные картины, но принимая во внимание то, что художница технику масла и акварели в основном использовала на ранних этапах творчества, таких работ сравнительно мало. На выставке, среди почти двух сотен графических работ, экспонируются некоторые произведения из цикла «Из истории княжеских времен» и «Тени забытых предков». Очаровательная природа украинских Карпат и не менее удивительные герои и сюжеты устного народного творчества Гуцульщины переданы в графической серии «Легенды гор и лесов» (1936). Отдельную группу произведений составляют картины, в которых Елена Кульчицкая отражает события Первой мировой войны, свидетелем которых художница была сама. Некоторые из этих работ изображают украинских сечевых стрелков (цикл «УСС 1914—1915», «Стрелецкая кровь»), а также руины и несчастья, вызванные войной («Идет смута...», «На могиле», «После войны. Березовый крест»). В произведениях Елена Кульчицкая выражает и общественные проблемы того времени, в частности, эмиграцию западноукраинского населения (офорт «За море», 1914).
ОНА РИСОВАЛА КНИГИ
Следует вспомнить о немалых достижениях художницы в сфере книжной графики, образцы которой также представлены на выставке. Многие графические работы Елены Кульчицкой были созданы специально для иллюстрирования книг украинских писателей как ее современников, так и тех, чьи имена были уже на то время среди классиков украинской литературы. Художница создала иллюстрации к новелле Василия Стефаника «Дорога» (1917), произведениям Ивана Франко — «Лис Микита» (1922) и к поэме «Мойсей» (1939). Елена Кульчицкая иллюстрировала «Українську демонологію» Владимира Гнатюка и «Тіні забутих предків» Михаила Коцюбинского, создала много экслибрисов. Изобразила художница и всех наиболее выдающихся украинских писателей, в эту серию вошли портреты Григория Сковороды, Григория Квитки- Основьяненко, Ивана Котляревского, Михаила Коцюбинского, Леси Украинки, Ивана Франко и Тараса Шевченко. Она иллюстрировала самые необходимые книги для детей: «Буквар» и «Читанку», другие детские книги, работала над оформлением журнала «Світ дитини» (1919— 1939). Кстати, сейчас это издание, первым иллюстратором которого была Елена Кульчицкая и с которым было связано около трех лет ее работы, возобновилось и в честь художницы запланировано специальное издание журнала с иллюстрациями Елены Кульчицкой. Это, по-видимому, будет едва ли не лучший способ доступно рассказать о Кульчицкой и показать ее произведения детям. Именно с детьми и юношеством было связано много лет жизни Елены Кульчицкой, ведь, несмотря на то, что она не создала собственной семьи, ей не суждено было стать матерью, на протяжении многих лет занималась педагогической работой.
На многих портретах, представленных на выставке и в творчестве Елены Кульчицкой вообще, изображены члены семьи художницы и она сама, выполнены они, практически, всеми техниками, которыми владела художница. Образы Елены Кульчицкой и ее семьи, друзей и коллег остались также на фотографиях, которые также нашли свое место на выставке.
О большом таланте художницы свидетельствуют представленные на выставке произведения, выполненные в технике перегородчатой эмали (наиболее представительным является триптих «Народное искусство»), ковры (в общем создала около 80 эскизов), проекты интерьеров, предметы декоративного и прикладного искусства, изготовленные или спроектированные Еленой Кульчицкой.
ДО ВСТРЕЧИ В МУЗЕЕ!
Надо отметить, что общественное признание пришло к художнице не только после смерти, ценили ее творчество и при жизни. Мастерством Елены Кульчицкой увлекались уже в начале ее творческой карьеры, в частности на выставке художников всей соборной Украины, которая в 1913 году проходила в Киеве, Кульчицкая была признана лучшим графиком. О том, что за ее творчеством следили и ее уважали современники говорит и заметка в газете «Мета» (21 июня 1933 года), где речь идет о выставке произведений художницы по случаю 25-летия ее творческой деятельности. Там, в частности, сказано, что юбиляра поздравил тогдашний директор Национального музея Илларион Свенцицкий, а также ректор Духовной академии Иосиф Слепой, который передал художнице поздравления от его святости митрополита Андрея Шептицкого. Последний и сам бывал на выставках художницы и в ее мастерской. Такой интерес церковных деятелей к творчеству Елены Кульчицкой, частично объясняется тем, что многие работы художницы — на духовную и религиозную тематику («Богородица Золотой колос», гравюры «Христос — Виноградная лоза», «Распятие», цикл «Святые украинской церкви» и тому подобное). Елена Кульчицкая также изобразила десятки разнообразных церквей западной Украины, многие из которых остались теперь разве что на ее картинах.
Одобрительные отзывы о творчестве Елены Кульчицкой были и от известного художника и художественного критика Ивана Труша. А вот какую мысль выразил в статье о творчестве художницы, выдающийся искусствовед и многолетний подвижник Национального музея Михаил Драган: «Труш пробил нашему искусству дорогу в Европу, а Кульчицкая открыла двери настежь».
Нынешняя выставка художественного наследия Елены Кульчицкой в Национальном музее во Львове, без сомнения, — достойное почтение памяти выдающейся украинской художницы. Вообще, по словам куратора выставки Любови Кость, к этому юбилею приобщились очень многие люди. В частности, немало сделал директор Национального музея Игорь Кожан, найдя спонсоров, которые помогли должным образом оформить все произведения Кульчицкой, представленные на выставке. Хотя презентация лучших работ художницы и стала главным событием в ходе ее 130-летнего юбилея, однако далеко не единственным. В день рождения Елены Львовны правили службу Божью, в тот же день на ее могиле на Лычаковском кладбище прошла панихида. Усилиями мастеров Колледжа им. Ивана Труша удалось восстановить на могиле художницы металлическую ограду. Рядом с уже упомянутым спецвыпуском журнала «Світ дитини», в ближайшее время должен также появиться номер журнала «Арт-класс» — цветное научно-популярное издание, которое полностью будет посвящено творчеству Елены Кульчицкой. Заключительным аккордом в праздновании 130- летнего юбилея со дня рождения Кульчицкой должно стать возобновление работы Художественно-мемориального музея Елены Кульчицкой. После десяти лет закрытия, музей вновь откроет свою экспозицию для посетителей в конце октября.
СПРАВКА «Дня»
15 сентября 1877 года — родилась в Бережанах (Тернопильщина) в семье юриста Льва Кульчицкого и Марии Стебельской;
1904 — вместе с сестрой Ольгой посещает художественную выставку в Венеции;
1903—1907 — учеба в Венской художественно-промышленной школе;
1908 — защита дипломной работы «О пользе науки рисунков» (Вена), творческая поездка по Европе — Мюнхен, Париж, Лондон, Швейцария;
1909 — переезд в Перемышль, где жила и преподавала рисование в местных учебных заведениях до 1938 года;
1911 — путешествие по Адриатике;
1945—1954 — преподавала графику в Украинском полиграфическом институте во Львове;
1956 — получила звание народной художницы;
7 марта 1967 года — накануне своей смерти, стала лауреатом премии им. Тараса Шевченко.