Среди звездных гостей — нобелевский лауреат Герта Мюллер (Румыния-Германия), неоднократный номинант Адам Загаевский (Польша), Питер Померанцев (Великобритания), Людмила Улицкая (Россия), Пол Остер (США), украинские писатели Юрий Андрухович, Андрей Курков, Сергей Жадан, Елена Стяжкина и еще 200 самых ярких литераторов со всего мира. Тема уважаемого собрания — «Отстаивание правды во время пропаганды».
Конгресс проводится в закрытом формате: поэты, драматурги, эссеисты, романисты, историки, издатели и журналисты собираются на заседаниях, где обсуждают важные вопросы в области литературы. В то же время предусмотрена и публичная программа, к которой могут приобщиться все желающие.
В частности, в старом трамвайном депо уже состоялся вечер в честь Олега Сенцова и заключенных писателей. В программе под названием «Пустые стулья» была представлена театральная постановка первого действия пьесы Олега Сенцова «Номера». Поэтический гостем вечера стал Сергей Жадан. А музыкой публику радовала этно-группа DakhaBrakha.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭТНО-ГРУППЫ DAKHABRAKHA
Режиссер «Номеров» — руководитель Львовского театра эстрадных миниатюр «И люди, и куклы» Алексей Кравчук (художник — Алексей Хорошко, перевод на украинский — Надежда Крат). В постановке задействованы актеры львовского Театра им. Леси Украинки, также — студенты Национального университета им. Франко (кафедра театроведения и актерского мастерства).
— Тема заключенных интеллектуалов очень важна в моей жизни, — рассказал «Дню» Алексей Кравчук. — Мне очень близок как человек профессор Игорь Анатолиевич Козловский, который сейчас находится в тюрьме в так называемой ДНР. С ним дружил и у него учился не только я, но и чуть ли не весь Театр им. Леся Курбаса. Когда интеллект за решеткой, страна теряет умение мыслить. А после этого теряется умение творить и народ превращается в рабов. Что касается Сенцова, то скажу откровенно: сначала я относился к нему просто как к человеку, который незаконно осужден в Крыму. Когда же прочел его пьесу, то понял, что он невероятно талантливый драматург. То, о чем Олег пишет, его беспокоит, и эта связь — очень важна. В «Номерах» — люди, не имеющие имен. Парные номера — это женщины, непарные — мужчины, и все они живут вне правил. То есть эта пьеса о модели нашего общества — очень фарсового и кукольного. На мой взгляд, «Номера» актуальны в любой стране, где ставка делается не на человека, а на механизмы! По состоянию на сегодняшний день, когда в украинском обществе, к сожалению, существует очень сильный рационализм, который тупо делит людей на рабов и на какие-то высшие касты, что абсолютно нивелирует нас всех, это и является лакмусовой бумажкой, которая делает пьесу актуальной.
— После того как состоялся первый показ первого действия спектакля специально в рамках конгресса PEN во Львове, вы, Алексей, планируете поставить полную версию «Номеров» во Львовском Театре им. Леси Украинки?
— Да, хочу предложить такую работу новому руководству театра — как общий замысел театров Леси Украинки и «И люди, и куклы». На мой взгляд, этот проект обязательно нужно воплотить, потому что очень много в современной драматургии материала, отражающего сегодняшнее состояние в Украине — и о беженцах, и о войне. А вот что какается пьесы Олега Сенцова, то это еще и философская вещь, потому что драматург показывает, куда людям идти не нужно.
Театр должен подталкивать к процессу мышления. Мы сейчас все страдаем от того, что рефлексируем. Сейчас многие мыслящие люди выезжают из страны, но к тем, которые остались, нужно прислушиваться, нужно вступать с ними в диалог.
— Вы имеете богатый актерский и режиссерский опыт. Что касается «Номеров» — что здесь вышло на первый план?
— Следует говорить о триптихе. Сейчас в театре «И люди, и куклы» мы работаем над «Гамлетом» (премьера — 27 октября). Кстати: есть «Гамлет» в Ивано-Франковске, а скоро будет в куклах в Киеве, также — в Харькове. Наш «Гамлет» — о человеке, который попадает под страсти (власть, деньги, секс) и превращается в... куклу. Параллельно вместе с Хорошко я ставлю «Калигулу» Камю в Театре им. Леси Украинки — играется с манекенами, то есть показываем, как искусственное выдается за настоящее, а настоящее — за искусственное. Третья составляющая — пьеса Олега Сенцова, который показывает обезличивание человека. Следовательно, нужно учить людей мыслить, вступать в диалог, говорить, рассуждать, не обижать друг друга, уважать взгляды другого. На мой взгляд, собственно, пьеса Сенцова и дает эту мотивацию...
О других открытых мероприятиях 83-го Международного конгресса PEN, а это — дискуссии, презентации, пресс-конференции, литплощадки, поэтические вечера, экскурсии, вечера памяти, выставки и тому подобное, которые будут продолжаться до конца текущей недели, — читайте в следующих номерах «Дня».