Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Паломничество к Орфею

30 сентября Валентину Сильвестрову исполняется 80 лет. Цифры и традиция предложили композитору новую игру, в которой наиболее уязвимой оказалась партия всех нас
28 сентября, 2017 - 09:38
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Композитор Валентин Сильвестров сегодня известен и старшему поколению, и молодым. Его музыка звучит. Его голос желанен. С именем Сильвестрова выходят новые диски и издаются книги, кажется, мир полюбил его.

30 сентября Валентину Васильевичу исполняется 80 лет. Цифры и традиция предложили композитору новые условия бытия, новую игру, в которой наиболее уязвимой оказалась партия всех нас. Теперь нам предстоит снова искать новые подступы к музыке Сильвестрова и держать экзамен на ее понимание.

На пике интереса к творчеству композитора не просто подобрать свежие слова. Сильвестров открыт миру, и многочисленные его интервью в сети бросают вызов критикам и музыковедам. Он сам говорит о своем творчестве, рассказывает много, подробно, охотно, с теплой и простой интонацией. И могут ли слова быть лучше и точнее тех, которые им найдены в этих выступлениях?

Говорить много о своей музыке и сопутствующих событиях — редкая способность избранных классиков музыкального искусства. Такими были Роберт Шуман, Игорь Стравинский, Джон Кейдж. В этом ряду Валентин Сильвестров выступает в ореоле особенно сложной символики. Он и представитель поколения 1960-х, для которого освоение новых языков в искусстве было залогом правдивости в жизни. Он и дзен-буддийский философ, для которого отказ от сложности в технике композиции был сопряжен с обретением пути в музыке. Он и постмодернист, для которого язык выступил фундаментом всей культуры. Он и поэт, для которого самое интересное начинается по «ту сторону» языка, где обитает «всего живого ненарушаемая связь».

Сильвестров, как и Стравинский, прожил достаточно много стилей. Это проживание было связано с примирением прошлого и настоящего, традиции и эксперимента. Но, в отличие от предшественников, Валентин Васильевич был всегда сосредоточен не столько на интеллектуальной игре, сколько на поиске стержня музыкального искусства, того неуловимого, что позволяет моментально узнать на слух настоящую красоту и одухотворенность. Как маркер этих поисков, слово «музыка» проникает в названия сочинений композитора — «Детская музыка», «Кич-музыка», «Музыка в старинном стиле», «Лесная музыка» (на стихи Г.Айги для голоса, валторны и фортепиано) и, наконец, «Мета-музыка» для фортепиано и симфонического оркестра. Сам автор расшифровывает слово «мета-музыка» как «метафорическая музыка» и считает это выражение наиболее точным определением своего музыкального стиля...


ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Для профессионального цеха творчество Валентина Сильвестров всегда оставалось ребусом. Музыковеды не могли не считаться с той высокой оценкой исканий композитора, которую дал один из крупнейших авторитетов «новой музыки» Теодор Адорно. В то же время было очевидно, что творчество Сильвестрова абсолютно не вписывается в магистральную линию ХХ века — представлять «новое» в каждом опусе. В результате появились «компромиссные номинации «слабый стиль», «молчание неактуальным языком». Но Сильвестров не молчал. Он просто исследовал музыкальную лексику и обнаружил, что самое правдивое скрывается не в вещественном, осязаемом звуке, а в его обертонах и зазорах между концом и началом звучания. Поэтому композитор так много уделяет внимания «тишине», «тихому пению», «молчанию» и постлюдиям — «музыке после музыки».

В музыкальном мире Сильвестров получил признание практически сразу. В 1967 году он стал лауреатом Международной премии им. С.Кусевицкого (США), а в 1970-м — лауреатом Международного конкурса композиторов Gaudeamus (Нидерланды). В творчестве композитора 1960-е были отмечены изучением техники «нововенской школы». Он и его друзья — композиторы Леонид Грабовский, Виталий Годзяцкий, Владимир Загорцев, Владимир Губа и дирижер Игорь Блажков — образовали творческую группу, которая впоследствии получила название «Киевского авангарда». Позже, в одном из интервью, композитор вспоминает: «Нас всех обругивала советская пресса, и это действительно объединяло. Осуждение было тогда знаком качества, и каждый из нас формировал ту среду общения, в которой мог «держать оборону». В дальнейшем композитор постепенно нашел иные принципы своей композиции.

Социальные награды пришли к Валентину Васильевичу со значительным опозданием. В 1989-м ему присваивают звание народного артиста, минуя степень заслуженного деятеля искусств (случай, абсолютно невозможный раньше, отмечает музыковед Елена Зинькевич). В 1995 году композитор становится лауреатом Шевченковской премии, в 1997-м он удостоен ордена «За заслуги» III степени, в 2007 г. — орденом Ярослава Мудрого V степени. Но среди слушателей творчество Сильвестрова ценят отнюдь не за награды. На языке любителей — он пишет «красивую» музыку. Впрочем, сам композитор никогда не задавался специально такой целью. В своих интервью он неоднократно говорил о том, что красота никогда и никем не была утрачена или найдена. Красота живет сама по себе и живет в мире, который нас окружает — в восходе солнца, деревьях, траве, приветственной радости, «в обычных мирных занятиях, в которых нет злобы». По мнению Сильвестрова, даже искусство сапожника связано с красотой, хотя оно и функционально. Вопрос состоит лишь в том, сможем ли мы взглядом, не замутненным обыденностью, увидеть эту красоту.

В творческих взглядах В.В.Сильвестрова понятие красоты неразрывно связано с понятиями истины и добра. Если разрушить эту триаду — получаются лже-стили, которые ни к чему хорошему человечество не приводят, как, например, стиль соцреализма, который стремился представить красоту, при этом обманывая людей об истинном положении вещей в их жизни и размахивая кулаками в адрес идеологических врагов...

Важность мгновения, моментального действия, бережное отношение к приходящим музыкальным мыслям — за всем этим мы приходим к Сильвестрову. Хотя сам композитор иронизирует по поводу своей музыки: «Слушать не обязательно, ничего, кроме музыки, там нет». Впрочем, конечно же, он лукавит, ведь там есть «мелодия» и «арпеджио» — тот минимум, которым обладал Орфей.

P.S.

29 сентября, накануне юбилея маэстро, в Колонном зале им. Лысенко состоится вечер под названием «В. Сильвестров — 80!». Произведения композитора исполнят Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины под руководством Романа Кофмана, солист — Алексей Любимов (фортепиано).

30 сентября Валентин Васильевич будет принимать поздравления в Большом зале НМАУ — прозвучит его симфоническая музыка в гранд-концерте, которым откроется «Киев Музик Фест-2017», в исполнении Национального симфонического оркестра Украины (дирижер — Владимир Сиренко, солисты — Олег Безбородько, фортепиано, и Богдана Пивненко, скрипка).

1 октября — в Международный день музыки, авторские концерты Валентина Сильвестрова продолжатся хоровыми произведениями, в частности циклом «Майдан 2014», написанным маэстро в бурный период Революции Достоинства. Это сочинение представит Муниципальный камерный хор «Киев»: дирижер — Николай Гобдыч, солисты — Евгений Надолинский (тенор), Виктория Окунева и Елена Горяйнова (альт).

Продолжение темы:

«Его музыка общается со всем миром»

22 незабываемые импрезы

Елена ДЬЯЧКОВА, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ