Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Памяти Александра Зилоти

К семидесятилетию со дня смерти выдающегося музыканта и соотечественника
8 декабря, 2015 - 17:11

8 декабря 1945 года в далеком Нью-Йорке скончался один из действительно великих маэстро конца XIX - первой половины XX века, пианист, композитор, дирижер, педагог, профессор Джульярдской консерватории Александр Ильич Зилоти. Звезда многих талантов ярко сияла на мировой арене высокого искусства на протяжении многих лет. Ученик великих педагогов Николая Рубинштейна и Ференца Листа - Зилотиссимус, как его называл последний, оставил большой след в истории современного искусства не только как выдающийся концертирующий пианист, тонкий интерпретатор - прежде всего произведений Листа, дирижер и общественно-музыкальный деятель, хорошо известный в Европе и Америке, а еще и как уникальный переводчик и редактор самых известных музыкальных произведений, включая произведения таких композиторов, как Бах и Чайковский. Достаточно важным периодом в жизни Александра Зилоти является его творческое сотрудничество с Александром Оссовским, двоюродным братом выдающегося украинского композитора и педагога Николая Вилинского, следствием которого, в частности, оказался приход на авансцену мировой музыки, и особенно балета, таких звезд, как композиторы Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев.

Александр Зилоти родился 27 сентября (9 октября по новому стилю) 1863 года в поместье потомственного дворянина штабс-капитана Ильи Матвеевича Зилоти (1839 - 1900) близ Харькова. В «Харьковском адрес-календаре» за 1887 год Илья Матвеевич упомянут в качестве почетного мирового судьи Старобельского уезда. Его мать - Юлия Аркадьевна (1835 - 1925 гг.) была из рода Рахманиновых. По семейным воспоминаниям, род Зилоти - итальянский, Зилоти происходит от фамилии их предка Зилотти, который несколько веков назад покинул родную Флоренцию (или Геную, по другим сведениям) в поиске судьбы и отправился в тогдашние земли Румынии и Бессарабии, а потом предки Зилоти решили остаться в Украине. Известно также, что первым настоящим музыкантом был дед - Аркадий Александрович Рахманинов, который в свое время учился у английского пианиста Джона Фильда и настаивал на том, чтобы все его дети занимались музыкой. У Зилоти было семь детей, Александр был четвертым из пяти сыновей Ильи Матвеевича и Юлии Аркадьевны. Воспитание детей было типичным для благородной семьи тех времен: дети должны были изучать иностранные языки, свободно разговаривать на немецком и французском, также должны были много читать и по очереди читать вслух. Отец Аркадий играл на скрипке и фортепиано, а мать Юлия красиво пела, так что любовь к музыке прививалась детям с детства.

По семейной традиции Зилоти направляли своих детей на военное обучение в Санкт-Петербург и Москву, родной брат Сергей Ильич Зилоти, на год старше Александра, дослужился до ранга адмирала флота. Когда Александру исполнилось восемь лет, его повезли в Московское кадетское училище. Но судьба распорядилась по-своему. В Москве Александр сдал все вступительные экзамены, его спросили, играет ли он на фортепиано, и когда парень сказал, что да, его отправили к выдающемуся московскому педагогу Николаю Звереву. После прослушивания Зверев сразу вызвал Юлию Аркадьевну, которой он заявил, что запрещает Александру учиться в кадетском корпусе потому, что у парня есть большой талант музыканта, который нельзя загубить военной муштрой.

Вместо военной карьеры Зверев предложил, чтобы Александр начал обучение в начальном классе Московской консерватории и жил у него дома на полном пансионе. Пожалуй, не мешает вспомнить, что учениками Зверева были Александр Скрябин и Сергей Рахманинов, который поступил в школу маэстро Зверева по рекомендации кузена Александра Зилоти. Обучение Александра, начавшееся в 1871-м, будет продолжаться больше десяти лет, в течение которых Зилоти овладевал мастерством пианиста, а также изучал композицию. В 1875 году, после окончания начального курса у Зверева, Александр Зилоти переходит в класс выдающегося пианиста и педагога Николая Рубинштейна, родного брата знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. В консерватории Александр знакомится с Петром Чайковским, у которого изучает теорию музыки и впоследствии становится его помощником и редактором. Пройдет время, творческая дружба Чайковского и Зилоти принесет свои плоды. Многие произведения П. Чайковского пройдут через мастерскую редакционную правку А. Зилоти, который часто дискутировал с Петром Ильичом о том или ином редакционном изменении и с которым Чайковский часто соглашался.


Зилоти и Чайковский

После окончания обучения в консерватории Николай Рубинштейн решил, что талантливый студент Александр Зилоти продолжит учебу у Ференца Листа, с которым Рубинштейн был лично знаком. К сожалению, еще до окончания курса Рубинштейн тяжело заболел и вынужден был поехать в Париж на лечение. Перед своим отъездом он наставлял своего любимца словами: «Ты нас видел, какие мы, - поэтому и ты будь таким, будь хоть пьяницей, хоть беспутным, но главное - будь всегда порядочным человеком». Здесь Рубинштейн, наверное, намекал на утехи молодого Александра, который любил играть в карты и не пропускал вечеринки с друзьями. Это была их последняя встреча, вскоре в Париже Рубинштейн умер... Александр Зилоти некоторое время занимался с Антоном Рубинштейном, но эти уроки не принесли удовлетворения ни маэстро, ни студенту. Антон Рубинштейн, видимо, не имел того педагогического такта, который был у его брата, и его воля и мастерство подавляли молодого Зилоти.

И вот настало время для путешествия к славному Ференцу Листу. В апреле 1883 года Александр Зилоти едет сначала в Лейпциг, где знакомится со своим новым наставником, а затем в Веймар, где ему суждено было провести годы учебы с гениальным маэстро. Этот важный период Зилоти описал в своих воспоминаниях о Ференце Листе, и его мемуары являются живым свидетелем последних лет Листа, его гения и простоты, справедливости и отцовской заботы о своем студенте, а впоследствии друга и конфиданта. Здесь нельзя не вспомнить о связи маэстро с Украиной, где родился его ученик Зилоти.

В 1847 году Ференц Лист приехал в Украину с концертами, которые прошли в Киеве, Черновцах, Львове, Одессе, Николаеве и других городах. Именно в Киеве его будущая любимая женщина Каролина фон Витгенштейн посещает два концерта Ференца Листа в Университете и знакомится с исполнителем. Их близкая дружба продлится в течение почти всей жизни маэстро. Известно, что с тех времен Каролина хранила напечатанную программу первого концерта Листа как бесценную реликвию, которая после ее смерти была передана ее дочерью в Веймарский музей.

Врожденный талант, учеба у знаменитых мастеров - и замерцала новая звезда на европейском музыкальном небосклоне... Начиная с 1892-го, Александр Зилоти успешно выступает с концертами в столицах Европы, с большим успехом дебютировал в Париже. Дальше были гастроли в Англии, Германии, Бельгии, где Александр Зилоти получил признание и репутацию блестящего виртуоза-пианиста. Первый визит музыканта в Америку состоялся в 1898 году, где пианист дал концерты в Нью-Йорке (в новом отеле «Астория» и Карнеги-холле), Чикаго и Цинциннати.

Находясь почти в течение десятилетия в Европе, Зилоти не забывал своих украинских корней, назвав своих двух детей украинскими именами. Александр был женат на Вере Третьяковой, дочери известного российского предпринимателя и мецената. У супругов в 1893 году в Париже родилась дочь, которую они назвали Оксаной, в 1897-м в Антверпене родился сын Левко. В Америке помнят другую дочь супругов - Кириену Зилоти, которая стала известным педагогом по фортепиано в Нью-Йорке и Бостоне.

После возвращения из-за границы один из важных периодов в жизни маэстро Зилоти был связан с его переездом в Санкт-Петербург. Здесь Александр Зилоти выступает не только как пианист и дирижер, но и как выдающийся общественно-музыкальный деятель, организуя ежегодные так называемые «Концерты А.И. Зилоти», где он и Александр Оссовский знакомят широкую аудиторию с выдающимися произведениями русской классической музыки и современными произведениями европейских мастеров. В концертах Зилоти впервые звучали произведения Шёнберга, Форе, Дебюсси, Равеля, Роже-Дюкаса и других. Благодаря концертам Зилоти всемирно известный импресарио и реформатор балета Сергей Дягилев познакомился с музыкой композитора Игоря Стравинского. В концертах Зилоти выступала известная украинская певица Надежда Забила-Врубель, также в октябре 1916 года в концерте Зилоти пела молодая украинская певица Нина Кошиц. В организации этих ежегодных концертов была большая заслуга Александра Оссовского, который выступал в роли редактора, критика и музыкального консультанта. Именно он уговорил более консервативного Зилоти включить в репертуар концертов произведения молодого Сергея Прокофьева.

По-разному встретили ужасный период революции октября 1917 года Зилоти и Оссовский, судьбы которых разошлись, хотя есть некоторые параллели. Оба были репрессированы новой властью. Зилоти как директор Мариинского театра не принял новую власть, хотя и добился открытия театра после революционных событий. Интересно, что постановкой театра, несмотря на все тяжелые условия, была опера Стравинского «Соловей». За отказ передать новому руководству ключи от царской ложи Зилоти был арестован и брошен в «Кресты». Его сына Льва тоже арестовали вместе с четырьмя друзьями (все, кроме Льва Зилоти, были убиты)... Оссовский, опасаясь репрессий в Петрограде, приехал в Киев, в Украину - землю своих предков, где в то время власть достаточно лояльно относилась к интеллигенции. Какое-то время был товарищем министра юстиции в правительстве гетмана Скоропадского, несколько лет работал в Киевской и Одесской консерваториях и в Киевском музыкальном институте. За службу у Скоропадского Оссовский был лишен судом избирательных прав и попал на крючок НКВД, что едва не привело к аресту и, возможно, лагерям в последующие годы.

Разными путями Зилоти и его семье удалось эмигрировать в Европу, где какое-то время он работал в Лондоне. Но в декабре 1921 года Александр и Вера приезжают в Америку. В декларации Зилоти было указано, что он прибыл на три месяца для концертных гастролей. Так начался новый этап в жизни выдающегося маэстро, который насчитывает больше двух десятилетий.

В Нью-Йорке Зилоти ждала встреча с родственниками, друзьями и коллегами, а самое главное - с семьей Сергея Рахманинова. В Америке Александр Зилоти снова успешно концертирует, его первое выступление состоялось в театре «Одеон» в городе Сент-Луис с местным симфоническим оркестром 6 января 1922 года, дальше были выступления в Филадельфии, снова в Нью-Йорке в Карнеги-холле и Бостоне. Зилоти тепло встретила американская пресса. Вошли в историю концерты Александра Зилоти с выдающимся дирижером Артуро Тосканини, посвященные Ференцу Листу и Францу Шуберту в сезоне 1930 - 1931 гг. Два концерта в Карнеги-холле 19 и 21 ноября стали настоящим триумфом Зилоти.

Александр Зилоти начал работать в Джульярдской школе в октябре 1925 года, где занимал должность профессора фортепиано до мая 1942 года. В Джульярде воспитанниками Зилоти стали некоторые известные американские исполнители. Он научил десятки пианистов, но важной была атмосфера, которая воцарилась в американской консерватории после его прихода. Это была традиция и аура «Старика» - Листа, как звали своего учителя соученики Александра Зилоти. На склоне лет Зилоти чувствовал присутствие своего великого учителя Листа и требовал за обедом ставить на стол для него отдельный прибор.

Отдавая этим коротким очерком дань уважения выдающемуся маэстро, авторы надеются, что не только профессионалы, но и рядовые любители музыки вспомнят о яркой звезде Александре Зилоти в большом созвездии мастеров мирового искусства, которые вышли из Украины.

 

Фото с сайта wikimedia.org

Валентина НАЗАРЕНКО, Юрий ВИЛИНСКИЙ (США)
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ