Это части оперы-миф, которая называется «Молодая опера «Ukraine Terra Incognita». О масштабном международном художественном проекте, который осуществляется при поддержке Украинского культурного фонда и Международного Фонда «Відродження», газета «День» уже рассказывала своим читателям.
Видеопремьера, которую можно было увидеть еще до начала официального празднования государственного праздника, должна стать своеобразным эпиграфом 29-й годовщины Дня Независимости. Ведь «Миф Рода» является посвящением памяти воина-певца Василия Слепака и всех воинов, павших за свободу и независимость нашей страны. Сотканная из архаичных песен, древних ритуальных и обрядовых действ, образная ткань «Мифа» несет сакральные сверхзнаки о вечных ценностях Рода как оберега, согласия и единства. А его аутентичный араеал озвучивает еще и исторический связывающий нарратив: — песенные сокровища Киевщины, Полтавщины, Кировоградщины переплетаются с фольклорными источниками Полесья, Гуцульщины, Закарпатья, Кубани.
В течение часа все, кому посчастливилось видеть-слушать премьеру, погружались в магию народных песен, пронизанных, по Гоголю, «высокой мудростью простоты». Через веснянки, колядки, частушки, колыбельные, купальские и свадебные обряды, которым более тысячи лет, разворачивалась песенная реконструкция духовного кода Украині. Три мифа («миф как истина», Ярослав Грицак) — Рода, Дома, Любви — рассказывают о создании Рода, корни которого — женское и мужское начало.
Первый из них — ритуальный триптих о животворных временах Года, запечатленных в веснянках, купальских «игрищах», свадебных обрядах. В первой сцене «Весны-зарождения» группа девушек (намек на матриархальный период?), произнося в начале отдельные звуки, слоги, воспроизводя щебетание птиц, выкрикивая заклики весне, поет дальше свои мечты-веснянки («Весняночка-паняночка», «На кладочці стояла», «Пора мо іти в решето»,«Скакав воробейко»...).
В «сцене Лето» к девичьей группе прибавляется группа юношей, соединяясь в зажигательные купальские игрища с шутками-ухаживанием («Коло млина», «Ой кину я кладку», «Як посію я рожу»), переходящие в ритуальные свадебные песни («сцена Осени-свадьбы»): на фоне низкого мужского протяженного пение-звука (Бурдон) звучат невероятной красоты песнопения, напоминающие древнее многоголосие («Котилась ой да зоря з неба», «Як чесала мати дочку», «Скачу, скачу свесті»). Протяжное групповое пение и лирическое девичье соло, разноголосый шум и дерзкие мальчишичьи возгласы, шуточные сценки с танцами босиком вызывают в воображении красочные картинки сельского быта, иногда напоминают художественные полотна Николая Пимоненко, Сергея Васильковского.
Вторая часть действа — «Миф Дома» воспроизводит «вечные» жизненные зарисовки — Дом, где мать баюкает ребенка и мужская стража, охраняющая Род. Две группы — женская и мужская в полифоническом звучании ведут свои «роли». Нежные колыбельные, которые поет женский коллектив на фоне игры-произношения первых детских звуков (архаические колыбельные «Ой, ходить сон коло окон», «Бенько бубеньки», «Люляй люляй», «Замаю я колысочку», «Ой спи дитя, колишу тя»), сопровождают казацкую сказку-притчу, которую рассказывает юношам старший, о молодых дубочках, напуганных чужаками, которые пришли в зеленую дубраву с топорами. «Ужаснулись молодые дубочки, жаль им землю сию покидать, где их корни переплелись с корнями их дедов и прадедов, где трава такая пышная. А старый дуб покачал своим ветками и спокойно сказал: «Нечего вам бояться, потому что ни возле одного топора нет топорища. Так что запомните: пока между нашими врагами нет никого из нас, никакой враг нам не страшен»...
Шуточные древние колядки («Ой же я било ізпрежди віка», «Чи вдома дома») подводят к третьей части — «Мифу Любви». Монтаж песенных и танцевальных «кадров», стихия безумной ритмики создают картину буйства молодости и первозданной энергии, которая объединяет всех в круг «диких танцев» ( «Ой не ходи, Барабашу», «Як пішов я до Солохи»). А потом круг разбивается на пары переплетенных в нежных ласках рук и пальцев. Одновременное пение песенных дуэтов составляет удивительную полифонию, которая соединяется в две группы и со временем становится общим хором («Сизих мої два голуба», «Як піду я»). Завершает действо завораживающее женское соло («Ой, воли мої половейкії»), звучащее на фоне протяжной линии басовых мужских голосов.
Вот такую песенную «биографию» и архетип Рода, вот такую вертикаль археологических глубин национальной памяти предложила в День Независимости Молодая опера «Ukraine Terra Incognita». Ее исполнителями являются молодые, красивые, талантливые львовские актеры-певцы: Николай Береза (режиссер театра им. Леся Курбаса, исполнитель главной роли в фильме «Красный»), Ярослав Федорчук (фильмы «Брама», «Наши Котики»), Сергей Бадюк (фильм «Черный Ворон», участник группы «Черноморцы»), а также Марк Свижинский, Денис Иванов, София Лешишак, Андриана-Ярослава Саенко, Екатерина Смирнова, Ольга Баландюх.
Два квинтета (женский и мужской) мифотворят действо, главными персонажами которого являются обрядовые песни, несущие образы-символы любви, печали, веселья, грусти, жизнерадости. Большинство из озвученных в ней архаических пластов почти неизвестны, некоторые из них звучали впервые, например, «Ой воли моъ половейкыъ», «Циганочко, ворожечко», «На горі сухий дуб». «Особую радость испытываешь, когда находишь такую песню не в песеннике, а в исполнении носителя традиции», — комментирует автор идеи оперы-миф, известный режиссер, певица, исследовательница аутентичного пения Ульяна Горбачевская. По мнению мастера, важно не только воспроизводить первозданное народное певческое искусство, но и находить «персональный звук» певца.
Именно такой «персональный» голос каждого из десяти актеров и создает многоголосие характеров, полифонию сюжетных линий. Прежде всего, это неповторимое пение Ульяны Горбачевской, которое воспринимается как главный персонаж действа. Каждый из певцов ведет свою сольную партию-песню или становится участником ансамблевых и хоровых ритуалов. Мелодичные интонации их голосов продолжаются в пластике тела, движениях рук, трепете пальцев, которые «вышивают» песенную ткань и моделируют видеоинсталляцией линий-красок на экране. (Видеоарт создала одна из ведущих украинских формаций VJ group CUBE совместно с художником Владимиром Олещуком, дизайнером оригинальных костюмов является Марта Ваххольц).
Творчески креативная, молодая команда постановщиков и актеров предложила свое видение развития украинского оперного искусства на основе фольклорных источников. Хотя блестящие образцы фолк-оперы в украинской музыке уже известны. Прежде всего, «Цвет папоротника» Евгения Станковича, которая открывала совершенно новую, модерную оперу ХХ века, а также хоровая опера Игоря Шамо «Ятранские игры».
Конечно, еще трудно представить себе целостную картину оперы-мифа без ее двух следующих частей — «Мифа Степи» и «Мифа Железное Сердце». Конечно, теряется впечатление восприятия от «косвенного контакта» (on line) с художественным произведением. К тому же мы услышали только песенную его составляющую, без важнейшего для оперного жанра симфонического оркестра. Музыку для него создает молодой композитор Мария Олийнык. В конечном варианте премьера «Молодой оперы» Ukraine Terra Incognita (тоже, к сожалению, в видеозаписи) должна состояться в День Защитника Украины, который отмечается 14 октября — в День святой Покровы Пресвятой Богородицы и Украинского казачества, также символично. Ведь именно в дни государственных праздников следовало бы еще и еще раз напоминать о многом -тысячелетней истории и исключительно высоко культуре Украины.
P. S.
40 песен, собранных в «Мифе Рода», прозвучали как альтернатива 42 песенным композициям, которыми официально отмечался на исторической площади столицы главный День государства, когда признаки национального праздника подтверждались лишь появлением флага и хоровой массовкой в вышиванках. И дело не в том, что аутентичность «Мифа» отдаляла песни у Софии в тысячи лет, а в смысловой наполненности и культуре передачи тех ценностей, которые дают возможность почувствовать свой великий, могучий Род.