Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парад-алле виртуозов

Две встречи в Киеве с героями IV Международного музыкального фестиваля
30 ноября, 2010 - 19:19
НА ФЕСТИВАЛЕ «ВИРТУОЗЫ ПЛАНЕТЫ-2010» АЛЕКСАНДР ХРУСТЕВИЧ ЗАЩИЩАЛ ПРАВА ПЯТИРЯДНОГО БАЯНА НА ИСПОЛНЕНИЕ КЛАССИКИ / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

«Виртуозы планеты-2010» — музыканты с интересной творческой судьбой и хорошо продуманным имиджем — лауреат международных конкурсов, баянист Александр Хрустевич (Украина), лауреат международного конкурса джазовых композиторов им. Телониуса Монка Вадим Неселовский (США), лауреат Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица петербуржец Александр Пироженко и победитель Международного конкурса им. Клары Хаскил Адам Лалум (Франция). Именно в этой очередности «Виртуозы планеты» выходили на сцену Колонного зала им.Н.Лысенко. Баянист, джазмен и два академических пианиста в сопровождении оркестра Национальной филармонии Украины — вот такой парад-алле стилей и направлений. Вместо привычных «монохромных» концертных программ публике предложили полистилистический аттракцион, нечто вроде «Карнавала» Шумана в двух концертных вечерах.

В нынешнем параде «Виртуозов» многое могло показаться вычурным, подчеркнуто «бутафорским»: на баяне звучали шедевры, предназначенные для скрипки, американский джаз был по-славянски мелодичен (музыкант оказался уроженцем Одессы), а масштабные сочинения для фортепиано с оркестром Сезара Франка и Йоганеса Брамса не предполагали демонстративных виртуозных эффектов! Складывалось ощущение, что и титул «виртуоз» для самих музыкантов тоже является маской, надеть которую они согласились лишь по случаю.

Маска виртуоза обязывает. В ней каждому из участников фестиваля пришлось решать не только задачи художественные, но и самые сложные — экзистенциальные. Кто такой виртуоз сегодня? Шоу-мен? Пожизненный лауреат? Звезда передачи «Украина має талант!»?.. Оказалось, что с ответами на эти вопросы у музыкантов связаны не только сценарии карьерного роста, но и более важные вещи, например — осмысление своего предназначения в искусстве или выстраивание отношений с публикой и коллегами.

Так, блестящий пианист из Франции Адам Лалум — «классический виртуоз», безупречно владеющий инструментом, — в Киеве был вынужден соизмерять свое мастерство с безграмотным поведением публики. Его интерпретацию концерта №2 Брамса безжалостно дробили аплодисменты между частями. После третьей — исполнителю даже ринулись вручать цветы. Что же он мог подумать в этот момент о своей игре? Похоже, что в сознании обывателей образ концерта вытеснила модель телевизионного ток-шоу с аплодисментами после каждой паузы.

Русский пианист Александр Пироженко оказался в более выигрышной ситуации. Симфонические вариации для фортепиано с оркестром Сезара Франка — сочинение одночастное. Однако играть музыку этого композитора в маске виртуоза оказалось крайне трудно. Для многих меломанов Франк — второй после Баха. А кто посмеет назвать Баха виртуозом? Набожность в музыке не предполагает технических забав и эмоциональных штормов. Неслучайно Симфонические вариации Франка известны по интерпретациям «виртуозов содержания» — Артуро Бенедетти Микеланджели, Эмиля Гилельса, Альфреда Корто. Александр Пироженко в этом произведении нашел удачное эмоциональное состояние — он был прост, сдержан и крайне внимателен к интонации, как священник, которому пришлось выслушать неформальную исповедь.

Для Вадима Неселовского и Александра Хрустевича участие в фестивале «Виртуозы планеты» было связано с самоопределением в искусстве. У обоих музыкантов есть опыт выступлений со звездами джазового Олимпа, слава и высокий рейтинг в интернете. Вадим Неселовский известен как «виртуоз-композитор», которого пригласил в свой квинтет самый известный джазовый вибрафонист Гэри Бертон. На украинских джазовых фестивалях в Одессе и Коктебеле Вадим выступал вместе с Андреем Прозоровым, тоже заслуженно успешным джазовым эмигрантом, которого поддержал известный австрийский джазовый клавишник и композитор Джо Завинул. В Киеве Неселовский играл соло, и это, согласитесь, смелый и важный шаг — показать публике «кто я такой без Бертона и К°». Публике выступление понравилось.

Александр Хрустевич также известен в джазовых кругах. В январе этого года он выступал в киевском концерте Бобби МакФеррина. Затем оказался в полуфинале шоу «Україна має талант!» До этого разместил свои видео с «Временами года» Вивальди в сети и добился общественного признания — в комментариях к его ролику появилась заветная фраза «Ванэсса Мей отдыхает!». На фестивале «Виртуозы планеты-2010» Александр Хрустевич защищал права пятирядного баяна на исполнение классики.

Сознавая, что легендарным виртуозом всех времен и народов был скрипач Паганини, баянист сделал ставку на переложения произведений, предназначенных для скрипки. На фестивале Хрустевич играл Скерцо-тарантеллу Генриха Венявского, «Мелодию» Мирослава Скорика и Финал скрипичного концерта П.И.Чайковского в переложении Владимира Зубицкого. Однако слушателям, которые любят классику такой, какой она есть, было непросто. Хорошо известные и любимые произведения в новом тембре казались чужими. Музыка уроженца Львова Мирослава Скорика начинала звучать как вятские страдания, «Вокализ» Рахманинова (известный в переложениях для виолончели и фортепиано) вдруг потерял весь свой чеховско-левитановский аристократизм и превратился в советскую песню. Художественно беспроигрышными на баяне прозвучали Чаконы Пахельбелья, изначально написанная для органа, и блестящая фортепианная фантазия русского классика Милия Балакирева «Исламей». В последнем произведении именно благодаря баяну усилился кабардинский колорит музыки.

Вообще, участие баяниста в «Виртуозах планеты» этого года ни для кого не было неожиданностью. Преследуя основную цель фестиваля — познакомить слушателей с молодой музыкальной элитой, оргкомитет охотно приглашает кроме пианистов исполнителей иных специализаций — вокалистов, гитаристов, струнников, духовиков, органистов и даже арфистов. И все это замечательно, поскольку говорит о востребованности и в нашем обществе идеалов академического искусства.

Елена ДЬЯЧКОВА, музыковед, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ