Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Партитура жизни дирижера

Издательство «Такі справи» выпустило книгу «Владимир Кожухарь. Магия таланта»
14 июня, 2011 - 21:33

Это название — настоящая находка автора проекта, известного музыкально- театрального критика Галины Коньковой. Ведь магия таланта Владимира Марковича Кожухаря — главного дирижера Национальной оперы им. Т.Г. Шевченко, народного артиста Украины и России — явление из ранга тех, которые мгновенно и навсегда властно подчиняют себе не только исполнителей его дирижерской воли — солистов, хористов, танцовщиков, оркестрантов, а одновременно и зрителей, и слушателей. То есть всех, кто слышал и видел резонансный успех оперных и балетных спектаклей под руководством маэстро в Киеве и в 22-х странах мира: Австрии, Дании, Швейцарии, Испании, Италии, Германии, Канаде, США, Японии и многих других. Не оставляет равнодушным она и читателя, который сразу, с первой страницы книги, углубляется в многоголосую, полифоническую «партитуру» жизни и творчества, 40-летие последнего и одновременно 70-летие со дня рождения сегодня отмечает Владимир Кожухарь и вместе с ним музыкальная общественность страны.

По воле автора (Г. Коньковой), которая становится, так сказать, «дирижером» в озвучивании «партитуры» творческой жизни В. Кожухаря, по страницам книги ведется непринужденный диалог с маэстро, разворачивая перед читателем яркую и в то же время захватывающую панораму рождения и важнейших этапов формирования выдающегося музыканта. Бесспорно, исполнитель главной партии здесь — сам дирижер, и его «соло» на протяжении всей книги медленно обрастает многоголосой «полифонией» высказываний в его адрес. В этом своеобразном «хоре» принимают участие не только ведущие художники — современники и коллеги Владимира Кожухаря из цеха музыканта: композиторы, режиссеры, художники, музыкальные критики, но и его «подчиненные» — музыканты коллектива Национальной оперы. Виртуозная работа Галины Коньковой с «чужим словом», ее мастерское вплетение в авторскую концепцию книги позволяют создать объемную культурную панораму эпохи, ощущение художественного метавремени, в котором одной из знаковых фигур выступает дирижер В. Кожухарь. На страницах издания просто рассыпаны гроздья манифестаций самого маэстро, которые дают понимание философской глубины его мировосприятия, интеллектуальной наполненности творческого кредо, высокого уровня музыкальной эрудиции: «Дирижер — это не профессия: дирижер — это призвание»; «Что такое интеллект? Возможность найти кратчайший путь разрешения поставленной перед тобой проблемы»; «Музыкальная эрудиция для дирижера — основа основ»; «Я стремлюсь во всем — в каждой детали и в спектакле в целом — к совершенству». Именно из этих щедро разбросанных по страницам книги афористических «пазлов» постепенно вырисовывается эмблематичная для современного культурного пространства страны фигура выдающегося дирижера современности, ответственного и самоотверженного художника, который на протяжении многих лет успешно творит в системе выверенных веками художественных координат. И наконец, становятся понятными слова самого Маэстро: «Научиться дирижированию можно, научить этой профессии невозможно...». Однако, несмотря на все предостережения дирижера, считаем, желание овладеть этой сверхсложной, элитарной профессией у многих молодых музыкантов только усилится. Особенно после знакомства с Маэстро Владимиром Кожухарем на страницах книги Г. Коньковой, которая вышла в серии «Діалоги з митцями» киевского издательства «Такі справи».

Наталия СЕМЕНЕНКО, кандидат искусствоведения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ