Недавно в Днепропетровске произошло неожиданное, но масштабное событие — открытие арт-центра Павла Гудимова «Я Галерея». Два подобных арт-центра более трех лет функционируют в Киеве — кроме организации выставок ведущих украинских художников, они проводят лекции и мастер-классы, круглые столы и дискуссии, инициируют музейные проекты и проводят выставки украинских художников за пределами страны.
Днепропетровская «Я Галерея» открылась выставкой «Вход-Выход», нарратив которой строится вокруг образа двери, окон и любых «отверстий», которые являются метафорой как искусства в целом, так и «входом», открытием любой инициативы.
Основатель «Я Галереи» Павел Гудимов рассказал «Дню» о неприбыльности содержания арт-центра, позитивности современного искусства и о ментальных стенах, которые мешают Украине достойно позиционировать себя на мировом уровне.
— Арт-центр «Я Галерея» пока что есть только в Киеве. Вторым городом для своей деятельности вы выбрали Днепропетровск. Почему? Наш город не очень славится большим спросом на культурные мероприятия?..
— Культурные потребности такого крупного города, как Днепропетровск, оказались намного больше, чем я думал. Мы рассчитывали увидеть на предоткрытии арт-центра где-то 50—60 человек, а пришло около 120. Я считаю, что это подчеркивает огромный интерес к культурному учреждению, к культурной жизни. И, наверное, в Украине арт-центр «Я Галерея» в каком-то смысле — свежее культурное учреждение... «свежее» не в том плане, что мы существуем только 3,5 года... Имею в виду, что мы постоянно не сидим спокойно, что-то выдумываем, задаем какой-то тон... И это не просто наше внутреннее беспокойство, это желание освежить культурную ситуацию в стране. Для меня это очень важно. Я ужасно не люблю, когда говорят: культура — это что-то рафинированное. Какое оно рафинированное? Она вся пестрая, она разная, она очень интересная, она глубокая. И культурные потребности человечества, безусловно, так же велики.
Нельзя сказать сейчас о нормальном культурном человеке, опытном, который не ходит в галереи и музеи, который не интересуется современной литературой, музыкой... Есть такое понятие — «бескультурность». Так вот, Днепропетровск — это ни в коем случае не бескультурный город. Я езжу сюда постоянно — или на концерты, или к друзьям... Здесь архитектура, здесь дизайн, здесь театр, музыкальная очень хорошая деятельность. И вклад, который мы делаем вместе с Павлом Мартыновым в Днепропетровске, соучредителем, партнером арт-центра, меценатом, коллекционером, — это еще одна площадка, которая украшает нашу страну. Почему это не еще одна площадка в Киеве? Потому что в Киеве я уже две открыл, надо двигаться дальше, проводить децентрализацию. Есть возможность это реализовать — и слава Богу. Мы пришли сюда для того, чтобы сделать диалог, — давайте разговаривать, делиться мыслями, получать эмоции. Поверьте, то, что будет весело и нестандартно, — это я вам гарантирую. Это уже можно сказать по тому, как выглядит это помещение.
Аналогичная ситуация могла быть в любом городе мира. Вы можете сейчас представить, что вы находитесь в Берлине? Или в Лондоне, или в Нью-Йорке? Why not? Это класс! Это культурная глобализация! Но на стенах украинское искусство! И мы с вами разговариваем на украинском языке потому, что мы живем в Украине, в таком молодом-молодом государстве, которому 19,5 лет.
— По опыту работы киевских галерей... Какова их целевая аудитория? Это преимущественно молодежь?
— Вы знаете, я не могу сказать, что мы только ориентируемся на молодое поколение. Я был сам очень удивлен, когда оказалось, что интерес к современному искусству довольно велик у старшего поколения, которому за 60. И у нас есть очень большая часть посетителей почтенного возраста. И они очень активно пишут в нашей книге отзывов. И пишут такие вещи, что аж слезы на глаза наворачиваются. Дети школьного возраста также с удовольствием ходят в арт-центр. У нас есть несколько детей, которые каждый день после школы приходят на выставки, что-то себе зарисовывают... Какая-то девочка вообще приходила каждый день. Потом ее попустило, стала ходить только на выставки, но она говорит: «Я иду из школы, каждый раз хочется зайти посмотреть на искусство». И она постоянно что-то писала, приводила друзей...
Еще одна часть — это профессиональная аудитория, это люди, которые имеют прямое отношение к художественным процессам... Я не имею в виду только художников, имею в виду и журналистов, и критиков, и искусствоведов... Мы очень рассчитываем на такую аудиторию. Она как раз дает наиболее конструктивные замечания, это более конструктивная критика, аналитика... И, конечно, есть часть аудитории, она наибольшая, — это просто ценители искусства. Наиболее активная аудитория — от 22 до 45 лет. В эту категорию попадает наибольшее количество посетителей.
— Современное искусство — это в основном вызов, негатив, эпатаж. Почему так мало ярких цветов, позитива? Как правило, это искусство сложно понять. Почему так? Этот социальный заказ?
— Очень важно — не закрываться. Любое современное искусство, созданное в наше время, элементарно может быть объяснено самим автором, кураторами... Для того и существует слово. И если возникает вопрос — нам не обязательно говорить, что автор умер 300 — 400 лет назад и мы не знаем, что он хотел сказать. Мне кажется, что это такой стереотип — когда мы чего-то не понимаем, мы говорим, что это негатив. Неяркие цвета... Боже, посмотрите на готическое искусство или посмотрите Ренессанс или классицизм! И вы поймете, что в наше время все super popular, мы реально просто funny! Я думаю, что этот стереотип будет полностью разбит. Я вам могу триста раз доказать, что современное искусство намного легче для восприятия, чем искусство, скажем, классического периода. А посмотрите на офорты Гойя! Wow! Ужасы войны! О, я думаю, что все современное искусство вместе не передаст этого ужаса, который он заложил туда, того негатива. Еще надо доказывать, что наше искусство, которое прошло через поп-арт, — оно просто супероптимистичное?!
— То есть вы настаиваете, что каждый человек, при желании, может понять современное искусство?
— Стопроцентно! Каждый человек, у которого есть глаза, есть голова, который хочет это понять, — он стопроцентно поймет, или ему это можно объяснить — элементарно, и совсем другие смыслы открываются! Информационное поле в ХХІ веке — его нельзя измерять критериями столетней давности! Ни в коем случае! Если вы покупаете технику — к ней должна быть инструкция. Это не значит, что к каждой картине должна быть инструкция, но вы ведь так же понимаете, что когда художник пишет — он всю свою жизнь, весь свой опыт, все эмоциональное состояние вкладывает в эту работу. Это может быть картина, скульптура и т.д. Это концентрат, это специи, это деликатес этого общества. Хорошего искусства очень немного. Вы сами понимаете, что в истории остается очень немного художников. Но мы живем в стране, где есть суперстиль, где сейчас работает и живет четыре поколения художников, которые плодотворно взаимодействуют между собой. И главное — у нас есть полная свобода в искусстве. Мы еще не вошли в систему рыночных отношений, как это произошло в западных странах.
— Недавно в Днепропетровск приезжал Павел Маков, в интервью «Дню» он сказал, что Украины на культурной карте мира практически не существует. Вы периодически ездите за границу, представляете там украинскую культуру. Согласны с мнением Макова? Действительно ли все так печально?
— Павел Маков сказал очень точную фразу: «Может ли быть известный художник из неизвестной страны?» Я буквально несколько недель назад вернулся из Парижа, где был на ярмарке FIAC, а также на выставке современных российских художников, которая проходит в Лувре. Могу сказать так — в Париже украинского искусства вы не увидите, кроме нескольких галерей, которые представляют украинских авторов. Но, с другой стороны, я понимаю, что серьезное лоббирование российского искусства связано с политическим уровнем. Нужно ли использовать искусство как политический месседжевый инструмент? Я вообще считаю, что государство и культура должны существовать отдельно, равно как государство и религия. Так как может прийти все в тоталитарный режим, это не лучший вариант — это подтверждено историей. С другой стороны, без государственного регулирования сложно получить лучшие площадки для демонстрации украинского искусства.
И так же, когда проходит какой-нибудь круглый стол, на котором речь идет о позиционировании Украины в мире, я говорю — ну хорошо, есть Чернобыль, есть Кличко, есть проститутки, лучшие в мире... есть большая пропасть между миром и Украиной. Берлинской стены уже не существует, но существуют намного более опасные стены, которые мы не можем увидеть. Можем подойти к ней вплотную и стать частью этой стены, сами того не понимая. Это ментальные стены. Нас не особенно хотят, так как боятся и не знают, думают, что мы несем какое-то зло. А мы иногда в подтверждение этого всего так и делаем вместо того, чтобы нести что-то высокое. Конечно, кто будет против того, чтобы культурная страна присутствовала на лучших площадках мира с очень серьезными качественными вещами? Никто. Но она так не подается.
Конечно, я, сколько могу, участвую в международных проектах. И в следующем году в Вильнюсе в галерее «Titanicas» будет два проекта — «Генофонд», программа работы с молодыми украинскими художниками, и проект Игоря Яновича — «Диалог». Это диалог сакральной скульптуры XVIII — XX веков и абстрактной живописи Яновича.
В прошлом году мы делали проект совместно с Министерством культуры — очень известного и важного иллюстратора, графика Сергея Якутовича в ЮНЕСКО, это гоголевский проект, который называется «Гоголь родился». Да, в Париже была просто роскошная ситуация, когда все с восхищением спрашивали: «Откуда этот художник? Украина? Это Украина?». Они не могли поверить, что у нас такой уровень.
Мы сделали просто монументальные иллюстрации к этому всему. Мне было очень интересно, что люди через культуру воспринимают Украину как «Wow! Это так круто!». А так оно и есть, так как у нас есть заповедник, у нас есть то, чего нет где-то там, у нас есть супершкола и живописи, и графики, большинство стран Европы уже это растеряли. Когда речь идет о возвращении к форме, к живописи или скульптуре, многие страны ищут, где же оно? Здесь оно есть. Так как мы немножко опоздали с развитием, не убили это все, и как-то мы пережили тот культурный кризис. А вы знаете, самое страшное — это не экономический кризис, а культурный.
Таким образом, как можно представить страну так, чтобы стыдно не было? Через культуру. Современная академическая музыка, современное визуальное искусство, куда входит и фотография, и живопись, и инсталляция и т.д. Даже без финансирования, на коленках, наши художники делают шедевры! И это понимают во всем мире. Я общаюсь с кураторами многих учреждений по всему миру, и я вам скажу — они поражены тем уровнем творчества, который есть в Украине!
И очень важный момент для нашего учреждения, когда наш стипендиат Артем Волокитин победил в конкурсе Pinchuk Art Prize. При том, что это определяло очень уважаемое международное жюри, кураторы известнейших учреждений мира... Разве это не комплимент мне как куратору учреждения? Приятно, что можно дышать одним воздухом со всем миром!
— В интервью одному из изданий вы говорили, что содержание арт-галереи неприбыльно. На чем тогда это держится? На личном удовлетворении? Вы видите в этом определенную миссию?
— Да, на любви, на удовлетворении, на миссии. А миссия здесь есть. На чем зарабатывает Гудимов? На дизайне. У меня есть архитектурная мастерская, которая называется «Я Дизайн», выполняющая частные коммерческие заказы. И таким образом можно зарабатывать на дизайне и содержать учреждение, которое называется «Я Галерея». И я четко понимаю, что не могу этого прекратить, так как ужасно это люблю, это будет грех. А в Днепропетровске, к счастью, произошло то, чего я давно уже хотел, — появился партнер Павел Мартынов, у которого было помещение и возможность содержать арт-центр. Каждое учреждение — это и заработные платы, это не просто мотивация сотрудников, это определенный клуб по интересам. Не бывает такого, что просто взять на работу — надо этого специалиста еще вырастить! И это поле в Днепропетровске как раз очень настроено на то, чтобы такое учреждение, как «Я Галерея», развивалось здесь, существовало и было платформой для существования.
— А есть ли в Днепропетровске художники, достойные того, чтобы выставляться в галерее такого уровня?
— Известнейшие представители художественного мира из Днепропетровска — это Илья и Эмилия Кабаковы, которые живут сейчас в Америке, больше их знают как советских художников. Николай Малышко, который обязательно будет показан в арт-центре «Я-Галерея», уже ведутся переговоры на эту тему. Участница группы «Р.Э.П» Влада Наконечная и ее мать Елена Годенко-Наконечная, искусствовед. Я думаю, что достаточно много художников здесь есть, но как их интегрировать, какие работы, как правильно ввести... Нет такой ситуации, что «нам надо!». Надо создать такой культурный контекст, чтобы искусство, его уровень был достаточно высокий. Мы не можем создавать художников по географическому принципу, но я заинтересован в том, чтобы Днепропетровск получил не только площадку для общения, но еще и имел возможность показывать свое творчество. Поэтому я буду вкладывать много усилий в общение, и если это критика — это будет конструктивная критика, которая поможет человеку перейти на новый уровень. Но нужна лакмусовая бумажка, которая покажет уровень, на котором работает галерея.
Мы будем и дальше открывать свои филиалы, но не может быть такого, что мы откроемся везде. Нет столько специалистов. Я лично контролирую все проекты. Если я и не куратор, все равно это моя работа — контролировать этот процесс, а время — не безгранично.
— Вас еще называют коллекционером. Но у вас дома, вероятно, висят работы, которые наиболее вам близки. Картины каких авторов висят в вашей квартире?
— Давайте расскажу. Дома у меня висит работа Павла Макова из его вашингтонской серии «Шелкография», висит работа Артема Волокитина из серии «Прикосновение». У меня есть работы Елены Бланк, которая занимается керамикой. У меня висят работы Николая Маценко, его выставка на днях прошла в Запорожье. У меня есть небольшая работа Игоря Яновича, одного из лучших абстрактных украинских авторов, бронзовая скульптура Александра Сухолита... Это только то, что находится дома, но, поверьте, коллекция — это далеко не только то, что находится дома. А еще у меня дома 11 гитар.
— Какие события произойдут в днепропетровской «Я Галерея» в ближайшее время?
— После выставки «Вход-Выход» и моего проекта «100 дверей», представляющего собой слайд-шоу из 100 дверей, которые я снял на протяжении 10 лет, в рамках киноклуба «А Кино» пройдет показ фильма «Выход через сувенирную лавку», автором которого является известный стрит-артист Banksy. Из выставочных проектов в середине января откроется «Чувствую!», основной темой которого является диалог между абстрактным искусством и современной музыкой. После этого начнется период ретроспективных проектов украинских художников — Андрея Сайдагаковского, Тиберия Сильваши, Николая Малышко. Дальше покажем проект молодых авторов «Генофонд», проект «Abstract Vision Test» от куратора Наталии Филоненко. Программа расписана более чем на год наперед.