Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Печаль минувших дней

Где в Киеве можно посмотреть хорошее кино?
11 ноября, 2008 - 20:06
БЕН КИНГСЛИ И ПЕНЕЛОПА КРУС В ФИЛЬМЕ «ЭЛЕГИЯ»

Власть нашу хлебом не корми, дай поговорить о национальном возрождении, которое, как всякому вменяемому человеку должно быть понятно, невозможно без возрождения культуры. Опять же, более чем очевидно, что неотъемлемой частью современной культуры является, например, кино, которое по своему влиянию на массы уступает, разве что, новому изобретению неугомонного человечества — интернету.

Так вот, власть наша, многими своими действиями заставляющая удивляться весь мир, каким-то образом хочет возродить национальное самосознание без национального кинематографа, на развитие которого у нее не находится средств.

Между тем проблема эта лично мне сегодня видится гораздо шире и драматичнее: в нашу варварскую эпоху глобализма, которая заставляет нас ощущать себя шестеренкой огромного мирового экономического механизма, мы очень сильно нуждаемся в возрождении не то что национального, а человеческого самосознания. И в этом, столь необходимом для выживания homo sapiens обретении понимания, что суть человек, сегодня можно обойтись и без национального кинематографа — благо в других странах снимают много и, что важно, хорошо. От нашей власти в этом случае уже не требуется поддержки национального кинопроизводства. Мы были бы ей благодарны, если бы она, коль уж не может поддерживать даже прокат некоммерческого, фестивального, артхаусного, в конце концов, настоящего кино — как сегодня называют картины, которые учат думать и сопереживать, — то хотя бы ему не мешала. И не заставляла сожалеть о минувших, пусть и не лучших, советских временах, в которые, хоть и существовала цензура, но культуре уделялось несравненно больше внимания, нежели в нынешнюю эпоху сплошных торгашей, бухгалтеров и менеджеров.

Вопреки разглагольствованиям о национальных приоритетах, интересы нашей власти, увы, расходятся с национальными интересами. Например, уже который год подряд Киевская администрация, хоть за это время чиновники в ее кабинах поменялись, пытается прибрать к рукам кинотеатр «Жовтень». Старейший в столице кинотеатр хотят продать, чтобы на его месте возвести еще какой-нибудь торговый центр и «рубить» деньги. Как будто киевлянам негде потратиться на весь этот ширпотреб, который и создан для того, чтобы опустошать наши кошельки.

Между тем, киевлянам сегодня, если вернуться к кино, сегодня почти негде посмотреть хорошие фильмы. И «Жовтень», в отличие от многих, расположившихся в торговых центрах мультиплексов, такую возможность нам предоставляет. В кинотеатре, где раньше было лишь два зала, сегодня работает целых пять. На днях там открылось кинокафе «Сладкая жизнь», в котором, не довольствующимся попкорном и колой гурманам, будут предложены более серьезные блюда и напитки, а вместе с ними программа фильмов об известных рок и поп певцах и музыкантах.

Но даже не в этом, новом кинозале заключается изюминка «Жовтня». Два кинозала в нем, пока в двух других показывают мировые блокбастеры, без которых кинотеатру теперь не выжить, ежедневно работают на настоящее кино. Подобная практика давно существует на Западе, где победившие на престижных кинофестивалях фильмы демонстрируются в небольших залах по 50, 70, а то и по 100 недель.

То есть если вы, к примеру, до сих пор не посмотрели «Визит оркестра» израильского режиссера Эрана Колирина, то сможете это сделать, съездив в кинотеатр, расположенный на Подоле. А пойти на эту картину, в которой рассказывается о заблудившемся в израильском провинциальном городке военном оркестре из Александрии стоит не только потому, что она получила Гран-при Токийского международного кинофестиваля, была удостоена сразу трех наград международного кинофестиваля в Каннах, была отмечена призами Европейской киноакадемии и, наконец, победила на прошлогодней «Молодости». Даже если бы авторитетное жюри по всему миру ее проворонило, «Визит оркестра» стоит посмотреть, чтобы раз и навсегда понять: никакая политика и никакие политики не стоят того, чтобы мы ради них жертвовали теплыми человеческими отношениями. Для того, чтобы случилась любовь, ради которой мы и приходим в этот мир, нам не нужны политики с их кровожадностью, с их попыткой поделить мир между собой. Эта мысль тем более ценна, что она входит в сердце зретилея благодаря замечательной игре актеров и, в первую очередь, Сасона Габая, удостоенного европейского «Оскара» в номинации «лучший актер года».

До сих пор киевляне могут посмотреть в «Жовтне» «Элегию» испанского режиссера Изабель Куаксе — мелодраму с интеллектуальной подкладкой, в которой главные роли исполняют Бен Кингсли и Пенелопа Крус. Фильм этот может удовлетворить как зрителя, пытающегося восполнить в кино недостаток личной любви, так и тех, кто ищет ответы на «проклятые вопросы». Интеллектуал, искусствовед, преподаватель колледжа и ведущий посвященной культуре радиопрограммы и театральной колонки в престижной нью-йоркской газете, западает, как сказали бы сегодня, на свою студентку. Впрочем, студенток этот Дон Жуан нового времени соблазняет давно. Но Консуэло, героиня Пенелопы Крус, заставила стареющего профессора, более всего ценящего свое равновесие и независимость, потерять и то, и другое. За этой банальной, если отслеживать лишь фабулу фильма историей, скрывается очень много толковых и полезных мыслей о смысле жизни, любви, старости, которая, если человек сохранил способность думать, рано или поздно заставит подвести итоги. Кажется, что на съемки этой картины, видеоряд которой выдержан в приглушенной, коричнево-желтой гамме осени — периоде жизни, в котором рефлексируют главный герой и его друг-поэт, режиссера вдохновила пушкинская «Элегия», с ее тоской по раз и навсегда ушедшей молодости:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как мутное похмелье.
Но, как вино, — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.

Вадим ДЫШКАНТ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ