Этого воистину исторического события — презентации в столице Украины Киеве Всеукраинского общественного объединения «Бойківщина ХХI століття» — с нетерпением и радостным волнением ждали бойки с высоких карпатский гор — Говерлы, Пикуя, Маковки, с берегов Стрыя, Днестра, Прута, Ужа, Опора, — как и всей Украины — «від Сяну до Дону».
Звук громких трембит в руках смуглых, обветренных карпатский ветрами битлян, — Николая Михайлыка и Федора Гоцура — под плеск днепровских волн известили о начале радостного действия.
Словно в теплых материнских ладонях почувствовали себя присутствующие от песенных куплетов, исполненных старосамборчанкой Татьяной Деркач и турковчанином Василием Дубравским.
Слова главы Всеукраинского общественного объединения «Бойківщина ХХI століття» Петра Косачевича, сказанные на сцене о том, что бойки с Франковской земли приехали к берегам Днепра, чтобы вместе со столичными бойками почтить память гигантов украинской нации Т.Г. Шевченко и И.Я. Франко, были награждены благодарными аплодисментами. А еще Петр Иванович сообщил, что бойки, влившись в общественную организацию, привезли на торжества, связанные с ее презентацией, песни и музыку древних времен и современных. Кроме того, рассказал публике историю возникновения объединения, отметив в частности, что еще в начале первого тысячелетия византийский философ, ученый-историограф, этнограф, исследователь, краевед Багрянородный дал прекрасную позитивную характеристику работящим, гордым и талантливым бойкам, которые уже тогда были сформированы как этнографическая группа в устьях Дуная, Вислы, Днепра, Стрыя. В ХIХ веке это же подтвердил ученый-этнограф Иван Гнатюк. Заметный вклад в развитие культуры бойков внес в свое время Великий Бойко, писатель-демократ Иван Франко. Собственно это мероприятие и посвящалось 150-летию со дня его рождения. Осуществилась его мечта о создании объединения «Писатели Бойкивщины». Возрождение культуры, традиций и обрядов бойков, создание в 16 областях Украины обществ «Бойкивщина» привели к тому, что Министерство юстиции Украины зарегистрировало общество как всеукраинскую общественную организацию. Принято во внимание и то, что в Турке с 1992 по 2003 годы три раза проводились Всемирные бойковские фестивали и Первый всемирный конгресс бойков. Знаменательным событием является еще и то, что основана ассоциация людей по фамилии Бойко.
После этого раздались трогательные звуки самых древних музыкальных губных бойковских инструментов, отозвались многоголосьем трембиты.
Мой сосед, убеленный сединой киевлянин, радостно сказал: «Верите, век прожил, а таких инструментов не видел. Это — чудо!» А создали их бойки-виртуозы Алексей Ясенивка, Мирон Сверлович, Иван Тяжкун, Степан Сверлович.
Стихли аплодисменты, а через несколько минут зазвучали новые. Аплодировали бойки, киевляне уже солистке-туркивчанке Анастасие Доманской. Ее колыбельные песни перенесли каждого в зале в мир своего далекого детства.
А разве в древние времена свадьбы, забава обходились без чарующих звуков скрипки, цимбал, сопилки? Тут, в столице, присутствовали и радовали своим мастерством коллектив «Бескид» из села Либохора и особенно выделялись сестры-скрипачки Василина и Леся Игнатиш. Замечу, что Василина на Третьем Всемирном бойковском фестивале «З чистих джерел» на конкурсе удостоилась звания «Княгиня Бойківщини», где председателем конкурсной комиссии была народная артистка Украины Нина Матвиенко. Кстати, музыкальные коломыйки сестер не имеют аналогов на любительской сцене.
В течение длительного времени в поле зрения не только слушателей, но и искусствоведов был народный фольклорный ансамбль песни и музыки «Бойківські переспіви» Народного дома Туркивского районна — неоднократный лауреат областных конкурсов аутентичных фольклорных коллективов. Преимущество художников не только в таланте, но и в том, что им удается заглянуть в сундуки прабабушек и отыскать в них настоящие бойкивские жемчужины.
А кому из сельских любителей сегодня удается воспроизвести древние вечеринки, на которых прядут льняное полотно на «німецькій куделі», вяжут, вышивают, чинят одежду, обувь и тому подобное? Парни с девушками при этом поют, шутят. Разминкой служат танцы. Ради этого парни приходят с музыкантами. И так забавляются — заслушаешься...
Такой же сценарий был у битлян во Дворце искусств в Киеве. Алексей Ясенивка с Ольгой Сверлович виртуозно «гнули» коломыйку на бочке. От туркивских любителей- фольклористов в ловкости пытались не отстать и энтузиасты из пгт. Славское — ансамбль песни и музыки «Плай» Сколивского района. Соседи туркивчан был сценарий несколько другого жанра. У них преобладали веночки бойкивских песен шутливых, лирических народных, распевали и коломыйки.
Четко определяющим в своем жанре был и народный ансамбль «Веселка» г. Долина Ивано-Франковской области. Они, кстати, и на творческом гала-концерте в г. Турка на I Всемирном конгрессе бойков, не имели себе равных.
В восторге был от успеха бойков в сценическом искусстве правнук Ивана Франко Рональд Франко. Это он высказал в своей приветственной речи. Он пылко поздравил современных бойков с презентацией Всеукраинского общественного объединения «Бойківщина ХХI століття» и еще высказал искреннюю благодарность за то, что успешно продолжают дело, которому посвятил всю свою жизнь его прадед Иван Франко. Тут же на сцене Петр Косачевич от общества на память вручил потомку Ивана Яковича сувенир-эмблему, как бы напоминание об обществе.
От любителей сцены Старосамборщины выступила с коломыйками лауреат Международного конкурса художественных чтецов Татьяна Драч. А коронные номера демонстрировала солистка, лауреат нескольких международных и Всеукраинских фестивалей народного творчества Мария Свястин. Талантливая певица на высокой ноте спела песни: «Гей, ковалю!» и «Мала мати єдиного сина».
Троистые музыки с. Рипяны Старосамборского района также имели большую популярность у зрителей, когда слажено исполняли домашние заготовки, шутливую песню «Гей-га, сітьом гаром».
Миловидная солистка Оксана Бусько с Тернопольщины не новичок на профессиональной сцене. Бог наградил ее оригинальным талантом. И это она доказала своим пением во Дворце искусств. Очаровала присутствующих своей песней «Обіцяла я матусі», слова к которой написал ее отец, писатель Ярослав Сачко.
Херсонские музыки, скрипачи также радовали публику своими мелодиями, пением. В основном это были песни-коломыйки. Их можно смело причислять к сокровищнице бойкивского аутентичного фольклора. А создал ансамбль троистых музык на юге Украины энтузиаст-скрипач, председатель Херсонского общества «Бойківщина» Николай Славич.
Голос профессионального вокалиста, правнука замученного московитами епископа УГКЦ Йосифа Коциловского — Владимира Коциловского (бойка родом из Старосамборщины) знают любители эстрадной сцены Украины, мира. Это — голос оперного певца. Вдохновенно, искренне подарил он публике песни «Два кольори» и «Ясени».
Молодая супружеская пара, известные солисты киевляне-бойки — Василий Касенич и Елена Ерсак — на одном дыхании спели песни «Така краса», «Хай щастить».
Прекрасный настрой получила публика и от выступления фольклорных ансамблей — детского коллектива с Ужгорода, а также коллектива «Музыки» Великоберезнянского районного дома культуры Закарпатья. Их программа была многожанровой.
Трогательным до слез, волнующим, возвышенным было окончание творческого бойкивского праздника в столице Украины.
Самодеятельные художники вынесли на сцену макет большой пысанки — символа христианского единения украинцев всех этнических групп: бойков, гуцулов, лемков, полищуков, подолян. После стихотворных куплетов все участники встречи, весь зал вместе спел «Христос Воскрес!».
Культурно-художественный праздник «Відлуння бойкивского края» дополнили выставки музеев «Бойківщина» городов Турки, Долины, Донецка, Закарпатья, которые были размещены в малом выставочном зале и фойе Дворца искусств. На них экспонировались вышивка, одежда, народные ремесла, произведения изобразительного искусства, керамика, изделия из металла, дерева. Представила свои работы — картины, рисунки — и юная либохирчанка Мария Фатич. Любовались люди оригинальной вышивкой известного мастера из Черновцов — Николая Шкрибляка и Ильи Веселовича. Отличались духовной тематикой и работы мастерицы из Турки — Розалии Канареевой. Уникальные работы из бисера, такие как пысанки, тарелки продемонстрировала народная мастерица из Ужгорода — Мария Купар. Достаточно большую коллекцию своих портретных графических произведений представил на суд зрителей академический скульптор, художник, педагог, доктор искусствоведения, заслуженный художник Украины из Закарпатья — Михаил Белень.
Выделялись на выставке работы мастерицы из Донецка — Ирины Комарницкой. Красивыми художественными работами и вышивкой был представлен музей «Бойківщина» из г. Долина Ивано- Франковской области. Интересной выставкой отличись экспонаты из Закарпатского музея народной архитектуры и быта — директор Габриєла Андял. Разнообразием экспонатов был представлен музей г. Турка Львовской области — заведующий Руслана Вовчанчин, руководитель выставок от общества. Творческую литературу представили из г. Ровно, профессор Богдан Яремко и поэт из Львовщины — Михаил Романович и краевед Петро Зборовский.
Все эти события происходят накануне подготовки и проведения IV Всемирного бойкивского фестиваля, который состоится с 26 по 29 июля 2007 года в центре бойкивского края, в основном в Туркивщине и ближайших районах.
Поэтому одновременно приглашаем вас, уважаемые читатели, к подготовке и участию в фестивале.
Конечно, это требует немалой подготовки, немалых материальных средств. Поэтому даем наш расчетный счет и надеемся на ваше сотрудничество и финансовую помощь, что ускорит и улучшит состояние подготовки и проведения фестиваля.
Филиал-сбербанк № 6317 г. Турка р/с 26003301180 ОКПУ 33356773 МФО 385275 Также даем наш адрес и телефоны: 82500, Львовская область, г. Турка, ул. Мицкевича, 25 тел/факс (03269) 4-10-98, 3 91-62.