Как-то в околицах Каира Леся Украинка увидела египтянку с кольцом в носу. Это понравилось Лесе и развеселило ее. Можно допустить, что версия молодого режиссера из Одессы Ивана Уривского тоже бы ее развеселила. Тем более, что постановщик сделал из драмы... комедию.
О «Каменном хозяине» сам автор писал, что видит персонажей, как скульптурную группу. Режиссер подхватил и своеобразно развил эту подсказку. Сценическое пространство его спектакля напоминает казенно-неуютную скульптурную мастерскую при Художественном фонде Союза художников. Персонажи разделены так, что одни из них — будто мастера-скульпторы (Командор, Долорес, Сганарель), а другие — будто статуи, которые оживают (дон Жуан, донна Анна). Что-то здесь есть от мифов о Пигмалионе или даже больше о Големе, том глиняном одоробле, которое время от времени выходило из-под контроля, и тогда — прячься кто может.
Дон Жуан (Вячеслав Довженко) и донна Анна (Дарья Малахова) здесь лишены наименьшей харизматичности. Точнее, внешне, телесно, они оба сохраняют прекрасный образ Божий, но душа у каждого — примитивно-уродливая, от дьявола. Дон Жуан похож на Остапа Бендера, который долго просидел в холодильнике. Отмороженный мозг едва вспоминает какие-то отрывки давних мелодий и благородных фраз, что в его устах уже ничего не означают. В итоге и у Леси Украинки он не святой — проходимец, бандит, пират, анархист, нигилист... Так же гротескна донна Анна. Чего стоит только эпизод, когда она похотливо терзает на терке большую морковку, а затем та же терка оказывается на голове Командора. Как говорится — вылепил на свою голову.
Собственно, здесь все погибают от рук тех, кого вылепили. Погибает не только наивный трудяга Командор (Роман Халаимов), погибает также веселый и беззаботный Сганарель (Владимир Кузнецов). На смену им приходят дон Жуан и донна Анна. Они, как и в пьесе, хотят власти — следовательно, спектакль ясно прочитывается, как мрачно карикатурная история украинского политикума. Это толпа зомби-вампиров — в финале их уже больше, чем двое, потому что, как известно из хорор-фильмів, зомби и вампиры способны размножаться через объятия и поцелуи.
По всем признакам, этот спектакль является успешным переосмыслением классики. Хотя кое-где замечаешь и некоторую недоосмысленность. В дебрях скульптурных метафор иногда немного блуждаешь. Вот, например, есть здесь женская статуя с дырой в области печенки. И ту дыру Командор пытается залепить глиной. А ты себе думаешь: ага, может, это намек на Прометея с раздолбленной печенкой (а почему нет, вон в школьном учебнике Лесю Украинку и до сих пор высокопарно называют «Дочерью Прометея»!).
О чем всерьез стоит жалеть — так это о том, что образ Долорес в спектакле неоправданно упрощен. В пьесе Долорес — альтер эго самой Леси Украинки, единственный (хотя и в юбке) образец истинного рыцарства. А в спектакле она простодушное, даже истерическое (?!) влюбленное существо да и только. Зачем Уривскому понадобилась именно такая Долорес? Можно об этом думать сколько хочешь, но в итоге прекрасная актриса Екатерина Рубашкина сыграла не уникальную, а банальную роль. И это досадно.
Следующий показ спектакля состоится 26 марта.