«Персонажи сами по себе ничего не решают. Все решает состояние. Если состояние есть — все классно, можно даже не рисовать героев. Если состояния нет — никакие герои работу не спасут», — уверен Илья Угнивенко. Художник получил квалификацию магистра на кафедре книжной графики Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве, принимал участие в художественных выставках и фестивалях в Украине, Румынии и Грузии, преподает рисунок в столичной художественной школе для детей. Недавно в арт-центре «Я Галерея» в Киеве Илья прочитал лекцию о создании героя. Событие состоялось в рамках образовательного проекта «Уикенды с иллюстраторами», который организовал Клуб иллюстраторов Pictoric. Илья Угнивенко советовал, где и как находить фактурных персонажей. «День» прослушал лекцию художника и предлагает читателям наиболее интересные советы и мысли художника.
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ...
Если нет конкретной задачи, образ можно найти через разбрызгивание красок на бумаге — потом можно искать героев в пятнах. Собственно, разбрызгивать можно все, что угодно. Илья показал свое «чайное безумие». Пятна от чайных пакетиков у художника становятся обезьянками, черепахами, губами. «Как-то смял бумагу, бросил в тушь, а затем по грифелю повозил — и случайно получился заяц, рисунок на тему «Алисы в Стране чудес», — делится Илья Угнивенко. — Кстати, надо постоянно менять техники. Если обычно рисуете карандашом, порисуйте пастелью».
ИЛЬЯ УГНИВЕНКО. «В КАФЕ». СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА
Художник любит работать с необычными фактурами. Инопланетный пейзаж получился, когда Илья выровнял и отсканировал изнутри стаканчик от кофе. Но не надо полагаться только на материал. Художник советует тем, кто рисует, регулярно заниматься каллиграфией, выписывать какие-то шрифты хотя бы раз в неделю. Рука от этого становится «железной».
У Ильи есть блокноты, в которых — наскоро зарисованные фигуры людей, которые пьют чай, смеются, мечтают, ссорятся. «Ходите с блокнотом в метро и рисуйте наброски людей. Классно рисовать какие-то позы с фотографий, но движение, которое привело в эту позу, фиксируется только взглядом», — говорит Илья Угнивенко. Вообще, наблюдательность на улице очень ценна. Облупленная краска на стене, сколотый кирпич, пятна грязи на машине в воображении художника, а затем и в его работах превращаются в акул, лошадей и фантастические пейзажи.
ДОВЕРЬТЕСЬ ТЕХНИКЕ
Монотипия — одна из самых любимых техник Ильи. Это — разновидность графики, когда рисуют на гладкой поверхности, а затем переносят изображение на лист бумаги путем притискивания. «Монотипия дает нерукотворную текстуру, эффекты. Когда рисуем только то, что видим, рука постепенно «замыливается». Вы начинаете все рисовать одинаково. Когда то, каким будет рисунок, «решает» техника, это очень наполняет работы», — рассказывает Илья Угнивенко.
С помощью непредсказуемой монотипии (в компании с гуашью) художник иллюстрировал даже научный текст. Небольшие антарктические пейзажи с айсбергами и китами — это рисунки к книге о медицине. На абстрактных картинках небольшого размера мозг может отдохнуть — и текст, по-видимому, воспринимать легче.
ПЕЙЗАЖ ИЗ СТАКАНЧИКА ОТ КОФЕ. РАБОТА ИЛЬИ УГНИВЕНКО «НА РЕКЕ». СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА
Героев можно найти даже в «отходах производства». Как-то художник создавал серию работ об усадьбе Качановка с применением монотипии. Илья собирал обрывки газетной бумаги, которой убирал лишнюю краску. Среди этого материала попались интересные вещи, например образы элегантного человека-смерти и грустной лошади.
СНАЧАЛА — ДЕЙСТВИЕ
Фантастика — любимая тема Ильи. Художник, когда учился в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, создал иллюстрации к повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» и к произведению братьев Стругацких «Трудно быть богом». «Любил фантастику, пока не разочаровался в ней. Сейчас немного скучно. Читал много антиутопий. Рэй Брэдбери, Олдос Хаксли — молодцы. Остальное немного похоже друг на друга. Но это не отнимает моего внимания к теме, — делится Илья Угнивенко. — Фэнтези уже интересует меньше, чем решение проблем с налетом фантастичности. Есть хорошие рассказы у Роберта Шекли».
Чтение вдохновляет художника. Но важно отстраниться от персонажей и искать определенное состояние, детали. «Состояние своеобразной агонии, мощного интереса лучше отгонять, — подчеркивает Илья Угнивенко. — Мне очень хотелось создать персонажей к «Трудно быть богом». Начал работу — а персонажи сыплются. Смотришь на героев, читаешь текст, но атмосферу не чувствуешь. Поэтому вынашивал проект несколько лет. Сначала отбросил лишние детали, убрал персонажей и на первый план поставил место действия — тогда что-то родилось. Герои не работают сами по себе. Взрослую книжку иллюстрировал бы только изображениями пространства и главного героя. Других персонажей мозг сам дорисует».