Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пир любви и дружбы во время гражданской чумы

МХАТ, «Белая гвардия», Киев 2005-го...
25 января, 2005 - 20:34
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА

Поставленная Сергеем Женовачем во МХАТе имени Чехова «Белая гвардия» Михаила Булгакова таки добралась до Киева. Намеченные на начало декабря двухдневные гастроли главного драматического театра России перенесли из-за случившейся в Украине революции, во время которой помещение Октябрьского дворца было арендовано оранжевыми. Этот вынужденный перенос гастролей, хоть он и несет финансовые убытки их устроителям, все же сыграл на пользу и зрителям, и спектаклю.

В те незабвенные для Украины оранжевые дни накал вырвавшихся на площади и улицы украинской столицы человеческих страстей был столь высок, что искусству трудно было соперничать с жизнью. На протяжении семнадцати дней, которые потрясли наш внутренний мир, жизнь сама творила на ставшем главной сценой страны Майдане великую историческую Драму. «Белую гвардию» сыграли в декабре лишь в пыльно-серой, заунывно скучной по сравнению с оранжевым карнавальным Киевом Одессе, зритель которой на спектакле разделился на сине-белых и оранжевых. Одни аплодировали антиукраинским выпадам Алексея Турбина, озвученные Константином Хабенским, другие поддерживали ладонями реплики о том, что «Антанта нам поможет», ибо «Европе нужна Украина, свободная от большевистской Москвы». Если бы спектакль в те дни попал в столицу, то реакция на него могла бы быть непредвиденной. Во- первых, из-за присутствующей у Булгакова (и поощренной главным цензором пьесы Сталиным) политической некорректности по отношению к Украине. Во-вторых, из-за все той же, захлестнувшей нас революционной романтики, в которую не вписывалась обывательская, с точки зрения всякого романтика и революционера, забота Турбиных о своем личном, простом человеческом счастье, спрятанном от общественных катаклизмов в стенах уютного дома.

Впрочем, в спектакле Женовача отсутствует даже намек на какие-либо стены. Нет в доме и кремовых штор, за которыми Турбины и их друзья прячутся от невзгод и опасностей взорвавшегося классовой и национальной ненавистью мира. Сценограф Александр Боровский создал покатый металлический помост (чем не Андреевский спуск) с угрожающе торчащими черными столбами без фонарей, которые напоминают виселицы в ожидании жертвы. Словно скатившаяся с этого помоста старинная мебель сгрудилась у портала — точный и емкий образ перекошенной, вздыбленной революцией и войной жизни. Невидимыми, но прочными стенами открытого всем революционным ветрам дома Турбиных стали исполненные любви и заботы друг о друге отношения героев, которые, собираясь вместе за столом, превращаются в отличную компанию старых закадычных друзей.

Чтобы живущая на историческом сквозняке компания стала и для нас по-компанейски близкой и понятной в своих незадачливых желаниях и заботах, режиссер пригласил в спектакль известных по телесериалам актеров. Друг и однокашник Константина Хабенского Михаил Пореченков надел мундир с одинаковым рвением защищающего Отечество, друзей и водку капитана Мышлаевского, в котором улавливаешь выправку и манеры небезызвестного поручика Ржевского. Прославившийся пристрастием к пиву Александр Семчев, несмотря на свои габариты, умудрился влезть в шкуру Лариосика — смелое, неожиданное назначение режиссера, сумевшего обнаружить в столь огромном, тучном теле актера трепетную, детскую душу, которая, как и души всех этих закалившихся порохом и водкой офицеров, жаждет любви. Рядом с красивой, грациозной Еленой (Наталья Рогожкина) неуклюжий в своих движениях и признаниях герой Семчева выглядит столь смешным, сколь и трогательным.

Центром дома, как это и положено с незапамятных времен, здесь является женщина. В Елене Рогожкиной, которая в этой роли стала открытием для московских критиков, при всей ее женской очаровательности нет жеманного кокетства. Ей удается органично совместить роль заботливой матери с ролью прекрасной дамы. Красота не лишает ее острого проницательного ума, способность заботиться обо всех голодных, холодных и страждущих не мешает оставаться соблазнительно изящной, а капитуляция перед ухаживаниями светского фата Шервинского, без характерной для адюльтеров пошлости и пережимов сыгранного Анатолием Белым (еще одна прекрасная работа в этом удивительном актерском ансамбле), не лишает ее чистоты и целомудрия. Как не влюбиться в такую женщину! Актерский дуэт Рогожкиной и Белого, сумевших тонко сыграть движение двух сердец от легкого флирта, до серьезных, пожизненно взятых на себя обязательств друг перед другом, вызывает у зрителя неподдельный восторг — так хочется, чтобы в этом обезумевшем мире взорвавшихся амбиций, хоть кто-то был счастлив.

«Белую гвардию», как и всякую иную хорошую пьесу, можно начинить чем угодно. В первой постановке «Дней Турбинных» (под таким названием была поставлена в 1926 году во МХАТе инсценировка романа «Белая гвардия») Булгаков, театр и ностальгирующая по дореволюционной России часть публики с одной стороны прощались с безвозвратно ушедшим прошлым, с другой — пытались навести мосты с нагрянувшим словно в кошмарном сне советским настоящим. Если верить зрителям, видевшим «Дни Трубиных» в Паневежисе, гений послевоенного литовского театра Юзас Мильтинис своим спектаклем выяснял отношения литовцев и других порабощенных империей народов с Россией, акцентируя внимание на амбициозности, национальной заносчивости, гордыне русских офицеров, из-за которой они и проиграли войну.

Взяв на себя смелость создать четвертую сценическую редакцию «Дней Турбиных» во МХАТе, для которого пьеса эта является знаковой, Сергей Женовач не стал выяснять отношений с прошлым. История, общественные катаклизмы для него являются лишь предлагаемыми Судьбой обстоятельствами, в которых мы должны сохранить свое человеческое лицо, свое человеческое счастье. И чем более жесткими выдаются эти обстоятельства, тем большей прочностью, ценностью и красотой обладают сумевшие уберечь себя от вселенского хаоса человеческие отношения.

Последние события в России лишь подтверждают своевременность и актуальность «Белой гвардии» для россиян. То разочарование в общественных и политических институтах, которое они переживают, положено в самое основание содержания спектакля Женовача. Один из лучших современных российских режиссеров поставил «Белую гвардию» о тех (и для тех), кто потерял остатки общественной веры, для кого единственным пристанищем, счастьем и смыслом в жизни остались исполненные верности и нежности интимные (не в смысле, постели, разумеется) отношения с близкими, родными по крови и духу людьми. Рожденная в конвертировавшей за какое-то десятилетие духовные ценности в валюту Москве «Белая гвардия» Женовача является своего рода нравственным манифестом режиссера и человека, еще заставшего эпоху неспешных дружеских бесед, эпоху задушевных компаний, в которых отношения ценились больше, нежели обладание, а дружба не имела эквивалента ни в какой валюте. Нынешнему нашему эгоизму и разобщенности Женовач противопоставил исчезающую из некогда уютного для него мира тесных компаний дружбу, жертвенность, солидарность. И до тех пор, пока эта готовность к жертвенной любви и дружбе жива хотя бы на театральной сцене, в мире остается надежда.

P.S. Посмотрев спектакль в Одессе, я исполнился гордости за Украину, будучи уверенным, что мы благодаря своей революции в вопросах общественной жизни догнали и перегнали Москву. Ибо, согласитесь, жизнь для блага мира обладает большими ценностью, величием и красотой, нежели забота об узком круге друзей и родственников. Общественная вера рушится в нас не потому, что мир не достоин нашей любви и заботы, а потому что взявшиеся заботиться о нем политики оказываются людьми, мягко говоря, невысоких моральных качеств. Встретившись в Киеве с Сергеем Васильевичем Женовачем, интервью с которым выйдет в ближайших номерах «Дня», я услышал от него, что россияне общественную эйфорию революции уже пережили, и теперь у них наступил период протрезвления. «Белая гвардия», по сути, и есть ответом обманутых граждан политикам, не оправдавшим их надежд. Очень не хотелось бы стать свидетелем того, как наша новая власть убивает в народе зарожденную в нее веру, и мы во времена исторических сломов, подобно героям Булгакова, предпочтем улицам и Майдану хмельное застолье своих квартир. Чтобы этого не случилось, новому президенту и его команде следовало бы ходить не только в народ, но и в хороший театр.

Вадим ДЫШКАНТ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ