Ежегодно Украинское государство отмечает группу художников высшей своей наградой — Национальной премией Украины имени Тараса Шевченко. И ежегодно проводятся горячие дискуссии в отношении как самого решения Комитета по Национальной премии (председатель комитета — Роман Лубкивский), так и в отношении положения о премии. Мы предложили шевченковским лауреатам различных лет ответить на два вопроса:
1.Что изменилось в вашей жизни после присуждения Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко?
2.Если бы вы могли влиять на принятие решений Комитета по Национальной премии, то что бы вы посоветовали изменить или усовершенствовать в процедуре ее присуждения?
Богдан БЕНЮК, актер, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко 2008 года за спектакль «О мышах и людях»:
1. Ответить и сложно, и просто. Только после вручения премии имени Тараса Шевченко я понял, насколько вообще является весомым этот знак отличия. Он меня внутренне простимулировал: планку поднял — и ее следует держать. Высокомерия и самолюбования нет — нужно делать работу.
2. Состав комитета будет обновляться. Нужно давать больше времени на то, чтобы видеть произведения претендентов.
Зоя ЧЕГУСОВА, искусствовед, лауреат 2006 года за альбом-каталог «Декоративне мистецтво України кінця ХХ століття. 200 імен»:
1. Изменилась степень ответственности: все время помню о том, что звание лауреата обязывает. Благодаря изданию, за которое получила премию, изменилось отношение общества к профессиональному декоративно-прикладному искусству со стороны как рядовых зрителей, так и профессионалов, Национального Союза художников Украины. Потому что до выхода моей книги эту область искусства воспринимали как второстепенное. А сейчас понимают: этот пласт современной культуры может представлять Украину в мире на всех уровнях, и в первую очередь на государственном. К сожалению, только нашим искусством Украина может гордиться.
В 2006—2008 годах я участвовала в двух научных работах — коллективной монографии Института искусствоведения, этнографии и фольклористики имени М. Рыльского НАН Украины «Історія українського мистецтва» (ХХ в., том пятый) — это первое издание за последние 50 лет. Оно вышло в 2007 году. Моя область научного интереса — это искусство второй половины ХХ века. Принимаю участие и в написании коллективного труда о Людмиле Жоголь — народного художника Украины, непревзойденного мастера гобелена. Это издание выйдет в рамках национальной программы в специализированном издательстве «Либідь».
Пишу в журналы «Образотворче мистецтво», Fine Art, статьи к каталогам художников.
Арт-проект, удостоенный Шевченковской премии, — альбом-каталог «Декоративне мистецтво України кінця ХХ століття. 200 імен» — продолжается в моем авторском кураторском проекте «Песни о любви». Он реализуется в сотрудничестве Украинской секции Международной ассоциации арт-критиков АІСА (под эгидой ЮНЕСКО), которую я имею честь возглавлять как ее президент, и Музея украинского народного декоративного искусства в Лавре.
В этом проекте участвовали 100 художников и экспонируются 300 произведений современной профессиональной керамики, стекла, текстиля. Отдельно отмечу два международных проекта, инициируемые мной как президентом Украинской секции АІСА: «Цветы Украины» (апрель 2007 года) в Информационно-культурном центре при Посольстве Украины во Франции. Этот проект был приглашен и в Нью-Йорк в рамках празднования 16-й годовщины независимости Украины в сентябре 2007 года Постоянным представительством Украины при ООН в Американском институте Украины (у 5-й авеню и Metropolitan Museum).
Как искусствовед, который работает уже более 30 лет, отмечу, что изучение и популяризация декоративного искусства в значительной степени держатся на энтузиазме. А поиск спонсорских денег — это очень сложный процесс.
Также я была куратором Первой украинской триеннале художественного текстиля под эгидой Национального Союза художников Украины в Киеве 2003 года (каталог издан в 2007 году). А в 2007 году состоялась Вторая всеукраинская триеннале, после которой мной подготовлен каталог к печати (2008 г.).
2. Мне повезло получить премию. Но после меня и до меня Комитет по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко отклонил немало книг уважаемых искусствоведов. К сожалению, в 2008 году не удостоена премии книга Людмилы Семеновны Миляевой — профессора, академика, которая всю жизнь занималась изучением украинской иконы и преподает в Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры (она — мой преподаватель). Жаль, что такое отношение к искусствоведам: ни одной премии больше не было.
И приходится слышать разговоры о том, что искусствоведы должны получать другие премии, т.е. оказываются за кулисами. Хотя работают на энтузиазме, а появление большой профессиональной книги стоит внимания.
Валерий Франчук, художник, лауреат 2008 года за цикл живописных произведений «Раскачанные колокола памяти», посвященный жертвам голодоморов в Украине:
1. Я как работал до присуждения Национальной премии имени Тараса Шевченко, так работаю и теперь. Для меня творчество — это моя основа и моя жизнь. И, возможно, даже физическая жизнь меньше стоит, чем вот моя жизнь как художника. Это не пафосные слова, потому что эти постоянные проблемы с арендой мастерской — они отбирают столько сил... Если бы я полностью отдал силы и время на создание картин, которые есть в душе, — было бы намного больше результата.
Шевченковская премия добавила мне уверенности в себе. Хотя уверенность была и в течение всех восьми лет, когда я номинировался на Национальную премию имени Тараса Шевченко. Потому что иначе я бы не шел (кое-кто из художников год-два представлял свои работы, и сходил с дистанции). А я ежегодно давал новую тему, новые картины, и это помогало держаться на плаву.
Еще много работы впереди. Как работал для Украины, так и буду работать. Получил приглашение в Германию: как раз цикл «Раскачанные колокола памяти» с 15 августа 2008 года будет экспонироваться на выставке в Берлине. 35 картин уже поехали в Германию и я буду на открытии. Поэтому работа над этим циклом продолжается и он осенью будет представлен в Ивано-Франковской области — в Долине и Самборе. Это два городка, которые хотят сделать свои выставки.
Я не обделен вниманием средств массовой информации: собрал 219 статей о моем творчестве (много публикаций еще не отслежены и печатались не в Украине).
2. Вообще национальное украинское искусство заслуживает внимания. Потому что «Черный квадрат» Малевича у нас уже есть, и нам его достаточно. Представленные на соискание Национальной премии произведения должны подтверждать исторический ход Украины, нести высокий смысл и духовность. Ибо не грех сказать о случаях присуждения Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко за произведения, которые у людей вызывали совсем негативное отношение (и во времена независимости также).
Член Комитета по Национальной премии имени Тараса Шевченко — это человек, который получил высшее доверие общества. Я почувствовал — буду говорить о себе как о художнике, — что некоторые члены комитета в течение восьми лет ни разу не были на моих выставках, не знают мое творчество. Поэтому если человек становится членом комитета — он должен отдаться этому делу государственного значения. И должен все же ходить на выставки художников. А тогда уже делать выводы... Если член комитета не ходит на выставки — он не имеет права на голос. Хотя сотни тысяч людей прошли через мои выставки, а сто пятая персональная выставка откроется в Германии. Если бы во время хотя бы одной выставки я почувствовал, что у меня нет зрителей — не знаю, какой бы была моя дальнейшая творческая жизнь.
Я восемь раз проходил это испытание и каждый раз проходил в финал, и всегда не был в финале последний: занимал второе, третье место. А в 2001 году я набрал больше всего голосов, но опять же — те люди, которые не видели моих произведений, не дали два голоса и не присудили никому премию. Это также неправильно... Члены комитета не должны так поступать... Почему тот, кто несколько лет проходил в финал, не имеет приоритета перед номинантом, который проходит впервые? И если проходит общественное обсуждение — то более влиятельным должен быть голос общественности.
Еще одно: если несколько художников выходят в финал на соискание Национальной премии, то не должно быть так: «Ребята, делайте сами как хотите эти выставки». Национальный комитет должен иметь право в Национальном художественном музее или в Украинском доме занимать один этаж и давать всем финалистам возможность представить на выставках одинаковое количество работ. Потому что один выставил там, другой вообще не выставил. А так не должно быть: это очень ответственный момент, и когда уже несколько номинантов собираются — то здесь нужно дать всем одинаковую позицию... Пусть в одном помещении выставятся. И пусть общественность поставит этот балл...
И чтобы этот балл был засчитан. Тогда не будет сомнений в отношении большей благосклонности голоса общественности. Повторяю: надо или отказаться от общественного обсуждения, или оно также должно иметь свое право на голос.
Важно, чтобы в заголовках и в сообщениях о представленных или отмеченных премией произведениях, кроме названия, например «За цикл «Раскачанные колокола памяти», была указана одним-двумя предложениями тема, которой произведения посвящены. Потому что не все люди знают, что такое «Раскачанные колокола памяти» (так можно назвать цикл о церквях). «Посвященный памяти жертв голодоморов в Украине» — вот что следует прибавить в газете к названию цикла. Я понимаю, что в газете всегда ограничено место, но для потребностей Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко должна быть страница газет «Літературна Україна» или «Урядовий кур’єр». Чтобы руководители комитета не ходили и не выпрашивали место в газете. Должна быть на этот период своя страница, чтобы можно было давать информацию: где прошли выставки, куда члены комитета ездили, каковы их отзывы. Потому что иначе люди начинают сомневаться в объективности некоторых членов комитета. А номинанты также сомневаются: например, если я приглашаю на выставку двадцать одного члена комитета, а приходят три-пять, а где все остальные? В идеале должны все прийти, иначе пусть комитет состоит из пяти членов (не художников или искусствоведов, а высоких руководителей). И пусть пять скажут: решили этот вопрос и все. Вообще для меня предоставление документов — это и есть первый тур: тебя приняли в эту высокую когорту. Должно быть так: первый тур — предоставление документов, полуфинал и финал. А не четыре этапа, когда полгода этот вопрос весь тянется, вымучивается. Я вам скажу откровенно: славно по-европейски и по-мировому вручается премия имени Василия Стуса: не называю ее образцом, но... Когда я получал премию Василия Стуса, я даже до вечера и не знал о ее присуждении. Позвонил Евгений Александрович Сверстюк и говорит: «Мы вас приглашаем на заседание нашей премии», я говорю: «Я на Василиев всегда и так прихожу». Он говорит: «Нет, мы вас приглашаем. Вот так... а иначе — мука страшная.