Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По тропинке неописуемого

Появление в киевской театральной повестке имени Бруно Шульца — это как циркулем рисовать квадрат!
6 декабря, 2018 - 10:28
ПОСТАНОВКУ «ДЕМИУРГА» ОСУЩЕСТВИЛ РЕЖИССЕР ОЛЕГ ЛИПЦЫН (НА ФОТО — СЛЕВА)

С одной стороны — алогично, как и все в жизни, с другой — преждевременно, как «прикосновение Божьего перста» в «мерцании таинства». Гибрид Пруста и Кафки из Дрогобыча владел украинским, польским, немецким, идишем. Стал классиком литературы и живописи нескольких народов, для которых его родной город был провинциальным. Описанный во многих произведениях, он оказался «республикой мечтаний».

Пишу о Шульце, а думаю (и сам себе удивляюсь) о децентрализации, которая должна бы увеличивать количество культурных центров, вместо этого угрожающе сконцентрировалась исключительно на экономических вопросах. Столько самодурства, хамства в отрасли культуры, аж диву даешься, как демократией уничтожают демократию. Казалось, что к обличительно-ироническому высказыванию «село без церкви» добавятся «село без музея» и «город без театра», которые будут клеймить творческие пустыни, а состязания именно на поприще культуры быстро проявит неповторимость каждой местной громады. Лозунг «Нет провинции в культуре» станет средством существования. Пока так не получилось; может, чтобы получилось, и пришел Шульц.

Учитель дрогобычской гимназии считал, что с периферии лучше видно то, что скрывает центр, да и наступление цивилизации хорошо разбавляет природа, диалог с космосом.

Премьера в Национальном театре им. И.Франко «Демиург» по Б.Шульцу в который раз демонстрирует художественное творение европейского уровня, мужество вести высокоинтеллектуальный диалог. Театр, как двоякодышащая рыба, делает его интересным и глубокомысленным одновременно. В спектакле же, скорее, речь идет о снах, которые по Фрейду являются путем к необъяснимому. Ремарка автора о месте действия — «Дно громадного аквариума из бледных чернил», — как по мне, прекрасно воплощена в декорациях Наталии Рудюк.

Главные герои — отец (Петр Панчук) и сын (Дмитрий Чернов) — блуждают по закоулкам времени. Б.Шульц ветви времени направлял в разные глубины и плоскости, бунтовал против «дисциплины его ежедневного течения».

Все исполнители — Прус Светлана, Абазопуло Владимир, Красовская Лариса, Добрынина Анастасия, Поликарпов Вадим, Пискун Павел, Завадский Дмитрий — в талантливо сконструированных из эмблемных черт, эмоциональных моделей образах, завораживая, держат состояние приглушенного трагизма.

Именно способность найти и реализовать средство сценического существования актеров является признаком режиссерского метода Олега Липцына. Он демонстрировал его в спектакле по Дж.Джойсу «Дюшес» Киевского авангардного театра-студии «Театральный клуб», в КАМТИ «Сузір’я» «Счастливые дни» по Семюєлю Беккету в исполнении Аллы Даруги, «Кто боится Вирджинии Вульф» Є.Олби в Театре драмы и комедии на Левом берегу.

ГЛАВНЫЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ ИСПОЛНИЛИ ДМИТРИЙ ЧЕРНОВ (ЮЗЕФ) И ПЕТР ПАНЧУК (ОТЕЦ)

Так и в премьере франковцев атмосфера раскрывает глубину простых, парадоксальных, абсурдных сюжетов рассказов.

Постановщика спектакля «Демиург» соединили в одну историю рассказы «Санаторий под Клепсидрой» и «Последний побег отца», как и их автора, смущает, что люди во всем ищут смысл.

Сын приезжает в санаторий к отцу. На вопрос — «Мой отец жив»? — ответ главного врача «Жив, само собой. Разумеется, что в предрешенных обстоятельствами пределах. С точки зрения вашего дома отец умер. Мы опаздываем со временем на определенный интервал. Здесь смерть отца еще не произошла»...

Игра со временем и время игры, кажется, формулирует идею спектакля: «Жизнь — это тюрьма, а время в ней — палач». По крайней мере, продолжение истории родительского существования после смерти в доме вдовы и сына в разных ипостасях похоже на финал скорпиона, вполне оптимистично: «Сваренный, теряя по дороге собственные конечности, отец остатками сил потянулся дальше, в бездомные странствия».

Ученые доказали, что когда люди узнают о необходимости решать математические задачи, у них активируются участки мозга, связанные с физической болью. Поэтому предостерегаю всех пытаться высчитать идейное содержание, идеологическую направленность и глубину философской глубины спектакля...

Кроме литературы, Б.Шульц занимался живописью, которой никогда не учился. По его графике сделаны знаменитые мультфильмы. С.Фоэр вырезал — именно вырезал из текстов Шульца книгу «Древо знаков». Ножницами удалял строки текстов, через дыры вычитывал по его мысли внутренний сюжет.

Сам Шульц, которого советские идеологические псы в довоенные времена заставили нарисовать уличный портрет Сталина, провозгласил себя гением, когда увидел, как мощно гадят на вождя птицы...

Его убил фашистский офицер просто для забавы. В Риге режиссер Г.Островский поставил жгущий концлагерной болью спектакль по рассказу Б.Шульца «Уроки персидского». «ЮНЕСКО» отмечало 1992 год как год Бруно Шульца...

Вы услышите в театре, будете читать Б.Шульца в прекрасном переводе Ю.Андруховича, гения из Ивано-Франковска, и, возможно, ваше восприятие станет горизонтом неописуемого — и вы увидите «Весь этот темный и почтенный пейзаж, который, казалось, едва заметно плыл в себе самом, передвигался обок себя, словно мрачное и взбудораженное небо со своим притаившимся внутренним движением»...

Следующий показ спектакля «Демиург» состоится 12 декабря на Камерной сцене Национального театра им. И. Франко.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ