С одной стороны — алогично, как и все в жизни, с другой — преждевременно, как «прикосновение Божьего перста» в «мерцании таинства». Гибрид Пруста и Кафки из Дрогобыча владел украинским, польским, немецким, идишем. Стал классиком литературы и живописи нескольких народов, для которых его родной город был провинциальным. Описанный во многих произведениях, он оказался «республикой мечтаний».
Пишу о Шульце, а думаю (и сам себе удивляюсь) о децентрализации, которая должна бы увеличивать количество культурных центров, вместо этого угрожающе сконцентрировалась исключительно на экономических вопросах. Столько самодурства, хамства в отрасли культуры, аж диву даешься, как демократией уничтожают демократию. Казалось, что к обличительно-ироническому высказыванию «село без церкви» добавятся «село без музея» и «город без театра», которые будут клеймить творческие пустыни, а состязания именно на поприще культуры быстро проявит неповторимость каждой местной громады. Лозунг «Нет провинции в культуре» станет средством существования. Пока так не получилось; может, чтобы получилось, и пришел Шульц.
Учитель дрогобычской гимназии считал, что с периферии лучше видно то, что скрывает центр, да и наступление цивилизации хорошо разбавляет природа, диалог с космосом.
Премьера в Национальном театре им. И.Франко «Демиург» по Б.Шульцу в который раз демонстрирует художественное творение европейского уровня, мужество вести высокоинтеллектуальный диалог. Театр, как двоякодышащая рыба, делает его интересным и глубокомысленным одновременно. В спектакле же, скорее, речь идет о снах, которые по Фрейду являются путем к необъяснимому. Ремарка автора о месте действия — «Дно громадного аквариума из бледных чернил», — как по мне, прекрасно воплощена в декорациях Наталии Рудюк.
Главные герои — отец (Петр Панчук) и сын (Дмитрий Чернов) — блуждают по закоулкам времени. Б.Шульц ветви времени направлял в разные глубины и плоскости, бунтовал против «дисциплины его ежедневного течения».
Все исполнители — Прус Светлана, Абазопуло Владимир, Красовская Лариса, Добрынина Анастасия, Поликарпов Вадим, Пискун Павел, Завадский Дмитрий — в талантливо сконструированных из эмблемных черт, эмоциональных моделей образах, завораживая, держат состояние приглушенного трагизма.
Именно способность найти и реализовать средство сценического существования актеров является признаком режиссерского метода Олега Липцына. Он демонстрировал его в спектакле по Дж.Джойсу «Дюшес» Киевского авангардного театра-студии «Театральный клуб», в КАМТИ «Сузір’я» «Счастливые дни» по Семюєлю Беккету в исполнении Аллы Даруги, «Кто боится Вирджинии Вульф» Є.Олби в Театре драмы и комедии на Левом берегу.
ГЛАВНЫЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ ИСПОЛНИЛИ ДМИТРИЙ ЧЕРНОВ (ЮЗЕФ) И ПЕТР ПАНЧУК (ОТЕЦ)
Так и в премьере франковцев атмосфера раскрывает глубину простых, парадоксальных, абсурдных сюжетов рассказов.
Постановщика спектакля «Демиург» соединили в одну историю рассказы «Санаторий под Клепсидрой» и «Последний побег отца», как и их автора, смущает, что люди во всем ищут смысл.
Сын приезжает в санаторий к отцу. На вопрос — «Мой отец жив»? — ответ главного врача «Жив, само собой. Разумеется, что в предрешенных обстоятельствами пределах. С точки зрения вашего дома отец умер. Мы опаздываем со временем на определенный интервал. Здесь смерть отца еще не произошла»...
Игра со временем и время игры, кажется, формулирует идею спектакля: «Жизнь — это тюрьма, а время в ней — палач». По крайней мере, продолжение истории родительского существования после смерти в доме вдовы и сына в разных ипостасях похоже на финал скорпиона, вполне оптимистично: «Сваренный, теряя по дороге собственные конечности, отец остатками сил потянулся дальше, в бездомные странствия».
Ученые доказали, что когда люди узнают о необходимости решать математические задачи, у них активируются участки мозга, связанные с физической болью. Поэтому предостерегаю всех пытаться высчитать идейное содержание, идеологическую направленность и глубину философской глубины спектакля...
Кроме литературы, Б.Шульц занимался живописью, которой никогда не учился. По его графике сделаны знаменитые мультфильмы. С.Фоэр вырезал — именно вырезал из текстов Шульца книгу «Древо знаков». Ножницами удалял строки текстов, через дыры вычитывал по его мысли внутренний сюжет.
Сам Шульц, которого советские идеологические псы в довоенные времена заставили нарисовать уличный портрет Сталина, провозгласил себя гением, когда увидел, как мощно гадят на вождя птицы...
Его убил фашистский офицер просто для забавы. В Риге режиссер Г.Островский поставил жгущий концлагерной болью спектакль по рассказу Б.Шульца «Уроки персидского». «ЮНЕСКО» отмечало 1992 год как год Бруно Шульца...
Вы услышите в театре, будете читать Б.Шульца в прекрасном переводе Ю.Андруховича, гения из Ивано-Франковска, и, возможно, ваше восприятие станет горизонтом неописуемого — и вы увидите «Весь этот темный и почтенный пейзаж, который, казалось, едва заметно плыл в себе самом, передвигался обок себя, словно мрачное и взбудораженное небо со своим притаившимся внутренним движением»...
Следующий показ спектакля «Демиург» состоится 12 декабря на Камерной сцене Национального театра им. И. Франко.