Варшавский фестиваль является крупнейшим в Восточной Европе. Именно здесь состоялась мировая премьера полнометражного дебюта украинского режиссера Тараса Дроня «С завязанными глазами».
Эта история разворачивается в послевоенной Украине после освобождения оккупированных территорий. Юлия, главная героиня картины (Марина КОШКИНА), является бойцом ММА — смешанных боевых единоборств. Самый большой вызов, с которым она, впрочем, сталкивается — не на ринге, а в личной жизни: ее любимый пропал без вести на фронте, его считают погибшим. Юле приходится справляться с этой травмой, конфликтуя с окружающими, которые ждут от нее следования принятым в обществе стандартам. Испытание становится еще труднее, когда появляется надежда, что Денис все же жив.
Режиссер фильма, Тарас ДРОНЬ, родился на Ивано-Франковщине 6 марта 1980 года. В 2004 году окончил Национальный университет «Львовская политехника» по специальности «защита информации», после чего до 2007-го работал по специальности во Львовском государственном университете внутренних дел. Еще со школьных лет интересовался фотографией. Окончив курс операторского мастерства, активно занимался созданием музыкальных клипов, рекламы, корпоративного видео в Украине, Франции, Польше. Первой пробой в режиссуре стал экспериментальный фильм-спектакль «Юрашки» (2010), затем вышла трехминутная новелла «Один» (2012). В 2013-м короткометражка Тараса «Прикоснись и посмотри» получила несколько наград на международных фестивалях, что позволило режиссеру начать обучение в престижной Национальной киноакадемии в Лодзи (Польша).
Тарас уже работал с темой войны: его документальная картина «Остап» (2015) — эмоциональная история об освобождении тяжелораненого героя АТО из плена.
«С завязанными глазами» участвовала в конкурсе первых и вторых фильмов Competition 1-2 Варшавского МКФ и в минувшую субботу, 17 октября, была признана лучшей среди 15 других, представленных в этой категории. Тарас Дронь получил приз жюри и денежную премию в размере 10 000 злотых. Жюри в своем решении отметило, что награждает фильм «за новаторский подход к изображению войны, с сильной героиней и великолепной игрой главной актрисы Марины Кошкиной. Это фильм о войне, который не является военной драмой, и ставит вопрос травм, которые испытывает гражданское население, очень трогательным способом».
Тарас Дронь и продюсер фильма Валерия СОЧИВЕЦ так прокомментировали свою победу:
— Мы благодарим всех, кто верил и не верил в наш проект. Это большой шаг как для нас самих, так и всего украинского кино. В Варшаве состоялось четыре показа нашей картины. Q & A после показа длился более 30 минут, и даже после его окончания зрители не хотели отпускать авторов. Поэтому завершали беседу уже за пределами зрительного зала. Мы благодарим как зрителей, так и членов жюри, которые отметили нашу картину.
Стоит напомнить, что наша газета опубликовала интервью с Тарасом еще в начале фестиваля («Воины, которые уходят от нас, не хотели бы, чтобы их близкие оставшуюся жизнь были одинокими и несчастными» — «День», 8.10.20). Вот что режиссер рассказал о создании картины:
— Это реальная история моей знакомой, которая переживала утрату своего парня, но еще на Майдане. Наша 15-минутная беседа настолько меня поразила, что практически сразу превратилась в основную фабулу. Идею дополнил настоящий дневник парня, который не вернулся с войны на Востоке к своей невесте; даже были использованы реальные предложения из него. Это очень личные переживания, поэтому я обещал не разглашать имен девушек, вместе с тем это послужило подтверждением посыла фильма: чтобы пережить травму, связанную с потерей близкого человека, ее нужно принять и согласиться с ней. Люди, особенно воины, которые уходят от нас, не хотели бы, чтобы их близкие оставшуюся жизнь были одинокими и несчастными, хотя, конечно, нельзя забывать героев и их поступки. Поэтому «С завязанными глазами» для меня своего рода является современной интерпретацией «Заповіту» Тараса Шевченко. «...мене в сім’ї вольній, новій, не забудьте пом’янути незлим тихим словом».
— Еще во время кастинга Алла Самойленко познакомила меня с Кариной Бершадской, которую я рассматривал на главную роль, но когда закончился кастинг и я определился, что главную героиню будет играть Марина Кошкина, то предложил Карине помочь с подготовкой, поскольку она является профессиональным каскадером. В процессе Карина таки стала одним из персонажей фильма, партнершей протагонистки на официальных боях. Во время тренировок нам помогала также Вероника Пшеничная, и, приглядевшись к ней, я понял, что она идеально подходит на роль второй партнерши Марины. В результате оба тренера Марины вошли в кадр: и сыграли роли, и вместе тренировались. Подготовка состояла из нескольких элементов: физические тренировки, постановка боев и психология. В фильме есть дубли и, конечно, реальных ударов не существует; иногда я это называю «танец». Мы с оператором Александром Поздняковым раньше не снимали бои, поэтому так же учились и прописывали каждый кадр под каждый удар, учитывая монтаж, динамику. Сцены боев, прежде всего — не просто «физика», в них персонажи переживают определенные эмоции, принимают решения, и с ними происходят перемены, то есть бои имеют свою драматургию и развитие, как и другие сцены фильма.
— Марина настояла, что она хочет сама выполнить все трюки в фильме, и поэтому подготовка была не простой. Тренировки однозначно не прошли бесследно, и Марина получила много навыков, но, если правильно это назвать, то теперь она — профессиональный фильмовый боец. Отыгрывание нанесения и получения ударов требует не менее умений, чем реальный бой.
— Консультации с атлетами ММА у нас продолжались практически все время, после монтажа сцен боев я в первую очередь показал их профессионалам, они внесли некоторые коррективы, которые мы учли, поэтому я спокоен в этом плане. Ветераны АТО нам тоже помогали во время съемок, мы много общались, они даже были увлечены такой тонкой темой фильма, многие из них рассказывали нам о подобных ситуациях.
— На Варшавский фестиваль, как и на другие, фильм был направлен, и довольно быстро пришел ответ, что мы в конкурсе. Для нас это отличная новость, поскольку из-за карантина мы уже почти отчаялись, что сможем в этом году иметь международную премьеру на фестивале класса А.
— Украинская премьера «С завязанными глазами» запланирована на следующий год, надеемся на участие в одном из крупнейших кинофестивалей Украины и после этого будем планировать национальный прокат.