Рихард Вагнер принадлежит к тем мировым гениям, наследие которых остается актуальным во все времена. С проблемами нынешнего времени перекликаются его произведения, в которых он одновременно выступил как поэт и композитор. Предметом горячих дискуссий становятся его взгляды на искусство и его общественное назначение, революционные идеи, касающиеся театральной реформы и музыки будущего. Можно сказать, что Вагнер — это всегда вызов! Потому что обращение к нему требует не только глубоких знаний, осведомленности в культурных процессах человечества, но и собственной позиции, возможности давать ответы на ключевые вопросы о человеке, его месте в космическом мироздании, о смысле человеческой жизни. Ответственность повышается, когда сценические произведения Вагнера берется интерпретировать дирижер, в руках которого оказывается огромный исполнительский аппарат, и именно он, музыкальный руководитель, должен убедить и повести за собой оркестр, хор, солистов, а к тому же согласовать свое понимание с тем, что происходит на сцене, абсолютным обладателем которой чувствует себя режиссер. Стремление к господству в восприятии зрителей театрального компонента оперного спектакля особенно ощутимо в наше время, когда возникло такое явление, как режиссерский оперный театр.
***
Уютный баварский городок Байройт со старинными зданиями — по следам прошлых эпох и прекрасным Королевским парком в самом центре уже больше ста сорока лет считается городом «паломничества к Вагнеру». Персонажей его произведений и его биографию можно изучать по названиям улиц. Но главное, чем притягивает Байройт, это созданный самим Вагнером уникальный фестивальный театр и им же основанный оперный фестиваль. Театр открывает свои двери для посетителей лишь на пять недель — с конца июля и до августа. И именно здесь можно услышать оперы Вагнера, представленные каждый раз в новых версиях, в исполнении совершенного фестивального оркестра и хора, с привлечением звезд мирового оперного Олимпа.
***
Как бы громко сегодня не заявляли о своем первенстве творцов оперного спектакля авангардные режиссеры, вехами истории прославленного Вагнеровского фестиваля всегда были выдающиеся дирижеры. Первыми из них стали воспитанники дирижерской школы самого Вагнера, те, кому он сам доверил первопрочтение грандиозной тетралогии «Кольцо нибелунга», а потом и торжественной сценической мистерии «Парсифаль». Их эстафету подхватил сын Вагнера Зигфрид, талантливый композитор, дирижер и режиссер одновременно. Среди особенностей фестивального театра одна из самых главных — это уникальная акустика. Она создается среди прочего особенным строением спрятанной от глаз зрителей, очень глубокой оркестровой ямы, которую Вагнер назвал «мистической бездной». Звук доносится в зал откуда-то из глубин и распространяется равномерно по всему пространству амфитеатром расположенных зрительских мест. В каждом уголке зала слышно одинаково рельефно, будто ты находишься рядом с самим источником этого звука.
В таких специфических байройтских условиях дирижеру работать и легко, и невероятно сложно. По-видимому, потому сюда приглашали лишь тех, кто уже сделал себе имя, показал свою надежность и творческое умение. Интересно, что почти все выдающиеся дирижеры дебютировали в Байройте в возрасте после сорока. Так, Кристиану Тилеману и Кириллу Петренко, двум предшественникам нашей выдающейся соотечественницы Оксаны Лынив, которая открывала нынешний фестиваль, на время первого выступления в Байройте было, соответственно, 41 и 40 лет. Кирилл Петренко считается последним дирижерским открытием Байройтского фестиваля. Можно сказать, что эстафету Оксана Лынив переняла прямо от него. Потому что, как мы знаем, в свое время именно он стал ее патроном и открыл ей путь к блестящей международной карьере, когда пригласил на должность своего ассистента в Баварскую государственную оперу, один из лучших оперных театров мира.
***
И вот событие, которое мы с таким волнением ждали, состоялось! На торжественном открытии фестиваля из «мистической бездны» впервые в его истории руководила всем невероятным процессом непрестанного движения «Летучего голландца» Вагнера женщина-дирижер, украинка Оксана Лынив. Она блестяще справилась со своей задачей. И без преувеличения можно сказать, что провести спектакль в Байройте это все равно, что сдать экзамен на высшую зрелость, человеческую и профессиональную.
«Летучий голландец» Вагнер написал в двадцать девять лет. Это произведение его молодости, первое, где он позволил себе быть самим собой, не превращаясь ни в какие авторитеты. Его молодой голос звучит громко, он щедро тратит свою энергию, не думая о распределении сил. Произведение написано на одном дыхании, и со времен, когда его поставил в Байройте Зигфрид Вагнер, идет без антрактов, все три действия, одно сразу переходит в другое. Стремительное развитие событий, необходимость удерживать напряжение в течение более чем двух часов. Выполнение такой задачи падает на плечи дирижера, который руководит спектаклем и должен обеспечить непрерывность оркестрового развития и вместе с тем вдохновлять певцов, поддерживать их эмоциональный тонус.
«ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО ТОЧНО ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ МОЕ ВИДЕНИЕ МУЗЫКИ. ЛОЗУНГ МОЛОДОГО ВАГНЕРА: «Я ВАМ ВСЕМ ПОКАЖУ!» — СЛЫШИТСЯ С ПЕРВОГО ТАКТА «ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА». ИМЕННО ЭТО СТАЛО ДЛЯ МЕНЯ КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ ОПЕРЫ », — ГОВОРИТ ОКСАНА ЛЫНИВ
Я не стану подробно анализировать режиссерское прочтение произведения, предложенное Дмитрием Черняковым. Как всегда, он выступал одновременно как режиссер-постановщик и как сценограф. Во второй своей ипостаси, скажу откровенно, он мне понравился намного больше, чем в первой. Выдержанные в монохромных тонах декорации скромного маленького городка создали и определенную атмосферу. Поэтическая нота возникала благодаря тому, что в большинстве сцен стены домов окутывала туманная мгла (совершенная работа художника по свету Глеба Фельштинского). Подвижные декорации позволяли быстро изменять ракурсы воссоздания событий. Однако меня вовсе не убедило решение первого действия. Ураган, буря, которая заставила моряка сойти на берег и переждать эту стихию, звучала выразительно в музыке и во всем музыкальном настроении сцены. Однако это настроение вовсе не отвечало сценической ситуации: пребыванию команд обоих кораблей за столиками хорошей кофейни, где они вели мирные разговоры, шутили, реагируя на ностальгический напев одного из своих товарищей. Потом здесь же и тоже в своей компании жаловался на свои приключения и беды капитан таинственного корабля-призрака. Но было видно, что ни в такой корабль, ни в мистику, которая предусматривается Вагнеровским сюжетом, Дмитрий Черняков не верит. Как по мне, то особенно во второй половине данного акта сценическое действие разворачивается, невзирая на настроение и напряженную романтичную атмосферу, которой преисполнена музыка Вагнера. Однако это тема специального разговора. А полемичные замечания в адрес режиссера не могут для нас затмить чрезвычайное значение победного вхождения в элитный байройтский круг Оксаны Лынив. Вся ее разносторонняя деятельность направлена на утверждение авторитета той национальной культуры, которая ее сформировала, представителем которой она себя чувствует в европейском музыкальном мире. Хочется пожелать ей непрестанно двигаться дальше. Ведь Байройт — это такая высокая планка, которая будет требовать постоянного подтверждения новыми испытаниями и победами.