В последнее время отечественный театр уверенно проявляет себя в новом качестве: содержательном, эстетическом, организационном. Это происходит медленно, с минимальной посторонней помощью и благодаря инициативе самих мастеров, которые осознали, что их будущее зависит не от парламентских решений, а от них самих. Импульсом для создания принципиально иного театрального продукта стала пьеса украинского драматурга нового поколения Павла Арье «Слава героям», поставленная режиссером Станиславом Жирковым одновременно на сцене киевского театра «Золотые ворота» и Ивано-Франковского театра им. И. Франко.
Появление корпоративного спектакля двух художественных коллективов сигнализировало о существенных сдвигах в театральной сфере, в первую очередь, своим содержанием. Со сцены откровенно заговорили о нас нынешних, не на чужом и не на эзоповом языке: главными действующими лицами являются два ветерана Второй мировой, один из которых воевал в советской армии, а другой в УПА. Они оказались в предынфарктном состоянии рядом в одной больничной палате. Такого невымышленного драматического эпизода вполне достаточно, чтобы представить на сцене трагедию нескольких поколений украинцев, разъединенных границами и идеологиями, и показать неугасающую боль давних взаимных обид защитников отчизны.
Режиссер «Славы героям» Станислав Жирков, чьи «Сталкеры» по пьесе того же Павла Арье получили широкий резонанс благодаря участию в нескольких театральных фестивалях и показу на шоу-кейсе украинских спектаклей для европейского театрального сообщества, обошелся без восклицательного знака в конце патетического лозунга-названия и даже уточнил его жанр: специфическая комедия. Поэтому никакого привычного для рассказа о героях пафоса не предусматривалось заранее, и зрители двух городов с разницей в месяц увидели саркастически-сюрреалистическую версию последних дней жизни воинов.
Замысел создать спектакль с актерами нескольких театров одновременно на разных сценических площадках, сохраняя неизменными лишь исполнителей главных ролей Алексея Гнатковского из Ивано-Франковска (Остап) и Дмитрия Рыбалевского из Киева (Андрей), не был прихотью руководителя скромного театра на 40 кресел. Придуманный как спектакль-проект «Слава героям» оказался очевидным свидетельством возможности работать в системе свободного проката спектаклей, а не ограничиваться репертуарным показом, и в конце концов таки перекрыть кислород некачественным антрепризам.
Будто сладкая сказочка, выглядит история с участием талантливого автора, талантливого постановщика, талантливого режиссера и директора Ивано-Франковского театра Ростислава Держипильского и талантливой актрисы и продюсера Ирмы Витовской о первовоплощении «Славы героям» (через несколько дней после киевского спектакля свою версию пьесы презентовал во Львове режиссер Андрей Кравчук). Реальность, конечно, другая: необходимая украинскому социуму как лекарство пьеса пролежала несколько лет без всякого движения в столичных театрах, а премьера «Славы героям» с самого начала задумывалась на сцене Национального театра им. И. Франко.
В конце концов победа над обыденным, над реальностью и есть одной из важнейших характерных особенностей спектакля Станислава Жиркова. Больных, измученных видениями ветеранов играют актеры, по возрасту соответствующие своим героям времен Второй мировой войны. Они не стонут и не шамкают, а существуют, как фантастические создания, которые неоднократно превращаются в сильных и мужественных, а затем, обессиленные, возвращаются в свою немощную оболочку. Непреодолимая зависимость от войны передается актерами в виде вспышек безумной энергии, которая заставляет задремавшую память снова и снова перелистывать страницы жизни. И, соответственно, чеканя в вечности упрямый спор героев, Жирков придумывает им скульптурную и малоподвижную сцену битвы титанов.
Действительно, этот эпизод один из немногих трагических в спектакле, насыщенном комиксовыми и сюрреалистическими приемами. Вначале старики расшаркиваются в реверансах, Д. Рыбалевский комично демонстрирует балетные па, балансируя клюкой, а А. Гнатковский пародирует диалектное ругательство и интонации. Еще смешнее и в то же время как-то зловеще выглядят соревнования ветеранов под капельницами, которые, подпитывая стариков лекарствами, сами оживают в их руках и подмигивают белым серебристым светом дневных ламп. В целом, оба героя смешные и шаловливые, но в то же время непреклонные и непримиримые, тогда как современный мир больше похож на жалкую клоунаду.
Особенно эта градация миров на настоящий окровавленный и искусственный функциональный заметна в киевском спектакле, где женские роли исполняют Ирина Ткаченко (врач), Ксения Баша (Ганя) и Виталина Библив (Оля). У каждой из них как будто повреждена ДНК, что позволяет им без всяких комплексов лицемерить, врать, шантажировать. Все три, включая Ганю, которая пытается любой ценой спасти деда, воина УПА, приучены жизнью к подлости, что делает их заложницами обстоятельств. Вместе с тем в Ивано-Франковском театре актрисы Надежда Левченко (врач), Галина Баранкевич (Ганя) и Олеся Пасичняк (Оля) таки очерчивают сложность судеб, а не результат — испорченная ДНК. И за это, равно как и Остап Алексея Гнатковского и Андрей Дмитрия Рыбалевского, получают от зрителей искреннее понимание того, что иногда обстоятельства сильнее нас.
Однако переплетение отдельных жизней в клубок украинской истории все же не главное в спектакле, который визуально смысловыми деталями кодирует наше прошлое и настоящее. Сооруженная художником Владимиром Стецковичем огромная, одна на двоих героев, кровать оказывается самым трагическим образом спектакля — общей братской могилой двух украинцев, ветеранов воюющих армий. Ее плоскость, занимающая практически все пространство маленькой сцены «Золотых ворот», как будто разбухает от мерцания видеопроекций. Вот она светится белым снегом, по которому топчутся хищные вороны, вот мигает агрессивными красками болезненных видений, вот становится открытым окном.
Из мрака ежедневных поединков в мир неизведанный выкатываются друг за другом жизни героев. То, что их земное присутствие окончилось, спектакль фиксирует многоголосьем разных измерений и существ, которое не создает гармонии. Без героев жизнь невозможна... Слава Героям!